Презентация на тему Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе
Методика индивидуального подхода к учащимся в воспитательном процессе
Актуальность Индивидуальный подход — это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование методики с учетом общего, типичного и своеобразного в личности каждого ученика в целях обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от верного определения уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического опыта учителя. Индивидуальный подход требует от каждого из них знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.
Индивидуальный подход Определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е.Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель—ученик —класс»;уважение самооценки личности ученика;вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
5 этапов индивидуальной работы с детьми На первом этапе работы с подросткам педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитанияНа третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьникаНа четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными детьми является корректированиеstyle.fontFamilystyle.fontStylestyle.fontWeightstyle.textDecorationUnderline
Методы и приемы педагогического взаимодействияМетоды перевоспитанияНазначениеКонкретные способыи приемыПереубеждениеКоренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценныхОбщественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опытаПереучиваниеУстранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опытаЗапрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявленийВзрывРазрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведенияНагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка«Реконструкция» характераВнесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательноеСистема перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкцииПереключениеИзменение направленности, переориентация на следование положительному примеруМетоды и приемы организации социально ценной деятельностиПоощрение и наказаниеСтимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательногоСистема поощрений и наказаний с поправкой на трудно-воспитуемостьСамоисправлениеРазвитие активности подростков в перестройке и переделке своего характераСамоанализ, самооценка, самоприучение самоупражнение, самоосуждение,самонаказаниеr
Заключение До сих пор речь шла об индивидуальном подходе к воспитанию как средству предупреждению и устранения определенных негативных качеств отдельных учащихся. Вместе с тем, индивидуального подхода в воспитательной работе с группой требует все учащееся, ибо каждый учащийся - это личность с присущими только ей индивидуальными качествами. Индивидуальный подход воспитателя к воспитательной работе проявляется в различных методах и приёмах, основные из них - это оказание помощи в подготовке воспитания на собрании, на конференции, совет в выборе кружков, секции. Индивидуальные беседы на различные житейские темы и т.п. так как во время учёбы каждый учащейся проявляется по своему, индивидуально, что требует соответствующего индивидуального отношения к нему воспитателя. Главное во всех индивидуальных контактах воспитателя с учащимися - постоянное развитие их положительных нравственных качеств. Стимулирование и углубление стремления к совершенствованию, формированию мировоззрения учащихся, их жизненной позиции. Процесс нравственного воспитания и перевоспитания трудных подростков на уроках и во внеурочное время даёт положительный эффект только в том случае, если в работе будут использоваться разнообразные средства педагогического воздействия, влияющие на их нравственную сферу, а самое главное: Чтобы быть услышанным, нужно говорить, Но еще важней учиться слушать. Воспитатель может чудеса творить, понимая досконально душу. А понять подростка можно лишь тогда, если жить не параллельно - рядом. И только тогда можно добиваться положительных результатов.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!