Презентация по теме «Развитие активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения»
Из опыта работы Cержантовой М. Г.учителя начальных классов МБОУ «Ковылкинская СОШ № 3» Конкурс «Учитель года- 2015» Защита методической идеи«Развитие активной деятельности учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии проблемно-диалогического обучения» «Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам» Сократ Причины возникновения проблемного обучения:1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В АКТИВНОЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ И САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ.2. ПОТРЕБНОСТЬ САМОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА; Цель: учить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;- создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;- формирование интереса к образованию;- создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;- создание ситуации комфортности на уроке;- развитие личности ребенка;- развитие речи учащихся;- развитие умения применять приобретённые знания. сформировать личностные, метапредметные и предметные компетенции у учащихся МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД При применении проблемно-диалогической технологии ставлю перед собой задачи: З А д А ч и - развитие познавательных умений и навыков учащихся №1 №2 умение ориентироваться в информационном пространстве №3 -самостоятельно конструировать свои знания №4 интегрировать знания изразличных областей наук; №5 - критически мыслить Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Деятельность учащихся ЗНАНИЯ I. Создание проблемной ситуации Формулирование вопроса: «Почему не получается?» II. Постановка учебной задачи Формулирование темы урока и его задачи III .Поиск решения Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез IV. Выражение решения Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование. V. Реализация продукта Представление продукта учителю и классу. Основные условия использования проблемных ситуаций Со стороны учащихся: - уметь определять наличие или отсутствие у себя общего способа решения тех или иных задач: «это я уже умею и знаю», «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться»; - умение задавать вопросы; - умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; - активная поисковая деятельность: умение строить гипотезы. Со стороны учителя: - Умение учить умному незнанию; - Умение учить умному спрашиванию; - Умение учить строить гипотезы; - Умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом. Не могу! Несоответствие Конфликт Неожиданность Неопределённость Выбор Ошибка! Даётся практическое задание не выполнимое вообще Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации Ситуация рассматривающая противоположности Вызывает удивление, необычностью, парадоксальностью Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное. Задания с заведомо допущенной ошибкой Типы ситуаций Четыре уровня проблемного обучения Учитель сам ставит проблему и решает её. Учитель создаёт проблемную ситуацию, а учащиеся включаются в её разрешение. Проблемная ситуация создаётся учителем, разрешение её происходит в ходе самостоятельной деятельности учащихся. Усмотрение проблемы самими учащимися на основе представленных учителем неупорядоченных знаний. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный»постановка проблемыпоиск решения «диалог»побуждающийподводящий Сравнительная характеристика диалогов. Побуждающий Подводящий Струк-тура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли Приз-наки -мысль ученика делает скачок к неизвестному-переживание учеником чувства риска-возможны неожиданные ответы учеников-прекращается с появлением нужной мысли ученика -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика-переживание учеником удивления от открытия в конце диалога-почти не возможны неожиданные ответы учеников-не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение Резуль-тат развитие творческих способностей развитие логического мышления При использовании проблемно-диалогической технологии каждый ученик: №1 №3 №2 -учится приобретать знания самостоятельно ииспользовать их для решения новых позна-вательных и практичес-ких задач. -приобретает коммуникативные навыки и умения; - овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Технология проблемно-диалогического обучения является: результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени. Умение добывать знания Воспитывать самостоятельность Делает работу на уроках интересной Высокая мотивация преимущество этого опыта Творческая деятельность учителя и ученика Здоровьесберегающий характер Развитие личности ребенка Высокий уровень обученности Не в количестве знанийзаключается образование,в полном понимании и искусномприменении того, что знаешь. А. Дистервег Мои выводы: 1. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.2. Технология проблемно-диалогического обучения является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.3. Технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т. е. реализуемой на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.4. Метапредметные технологии, включённые в предметное преподавание, преобразуют сами учебные предметы и педагогический стиль, позволяют организовывать обучающее познание в соответствии с логикой научного познания, реализовывать мыследеятельностный тип интеграции учебного материала.