Презентация по проекту Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения учащихся
Тема проекта: Личностно-ориентированная направленность коммуникативных технологий обучения Подготовила: Жакупова Г.Г.., учитель русского языка и литературы Киевской СШ, Цель среднего образования - формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. (Из Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 г.)Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. (Из Концепции 12-летнего среднего общего образования) Основные признаки личностно-ориентированного подхода отказ от авторитарного стиля управления учебным процессом, признание ученика активным субъектом учебной деятельности, диалогичность, конструирование учебных ситуаций, организация учебного процесса обучения в условиях, приближающихся к реальному общению. в условиях реализации этого подхода особую значимость приобретает принцип индивидуализации, учет индивидуальных особенностей школьника, ведь он субъект учебной деятельности. Проблемы педагогической деятельности на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;в одном и том же классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать языковые явления, есть ученики, которые любят творческие задания. Но следует отметить, что в этом же классе есть ученики, которым исследовать и творить на должном уровне трудно, и у каждого есть свои пробелы в стандартных минимальных знаниях, умениях. Цель проекта: На основе эффективности управления и организации учебного процесса использовать технологии индивидуального обучения в условиях коллективной деятельности класса не только в системе занятий с отстающими учениками, но и в развитии творческих способностей одарённых учеников. Планирование Изучение теоретического материала о личностно-ориентированном подходе в системе обучения.Особенности личностно-ориентированного урока. Требования к личностно-ориентированному уроку.Разработка урока русского языка личностно-ориентированной направленности с применением коммуникативных технологий. Теоретической основой личностно-ориентированного подхода к образованию являются ведущие идеи гуманистической психологии, теории самоактуализации личности А.Маслоу. Жизнь человека можно понять, лишь приняв во внимание его наивысшие стремления – профессионально-личностный рост, самоактуализацию, стремление к здоровью, саморегуляции, эффективному функционированию, поиск идентичности и автономности.По мнению И.С.Якиманской, одним из ведущих принципов личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская считает необходимым различать следующие понятия. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход – выделение групп детей на основе смешанной дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности. Субъективно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Учитель - ученик Учитель - командного стиля переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.Ученик - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Основные особенности личностно-ориентированного урока Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии.Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск.Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка.Отношения «учитель-ученик». Работая с одной группой, учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося. Требования к уроку личностно-ориентированной направленности - диалогичность; - творческий характер; - индивидуальность ребёнка; - предоставление учащемуся необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода: А) Педагогика сотрудничества;Б) Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.);В) Гуманно-личностная технология Амонишвили Ш.А.;Г) Игровые технологии;Д) Проблемное обучение;Е) Технологии развивающего обучения;Ё) Технологии уровневой дифференциации;Ж) Технология индивидуального обучения. Предполагается, что ученик в конце урока, построенного на основе личностно-ориентированного подхода, будет в состоянии ответить на вопрос, чему он сегодня научился, чего он не мог ещё сделать вчера. Большая ценность личностно-ориентированного подхода к обучению заключается в том, что коммуникативно-познавательная потребность ученика становится внутренним мотивом его речевой деятельности на уроке. Разработка урока в 7 классе по теме «Спряжение глаголов» Тема: Спряжение глаголов.Цель: развитие учащимися умения распознавать глаголы; определять спряжение глаголов.Задачи:Образовательная: научить учащихся правильно определять спряжение глагола.Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство коллективизма, умение работать в группе. Тип урока: изучение новой темы.Оборудование: карточки с заданиями по теме, плакаты, фломастеры, дерево знаний, стикеры (для рефлексии). І. Организационная часть. - Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач! ІІ. Актуализация знаний.Урок я хочу начать со стихотворения.Что без меня предметы?Лишь названья.А я приду – все в действие придет.Летит ракета.Люди строят здания.Цветут сады.И хлеб в полях растет.О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Сегодня научимся спрягать глаголы.Но для этого нам необходимо вспомнить все, что мы знаем о глаголе. Что же может рассказать о себе глагол? (Составляем кластер)
ІІІ. Знакомство с новой темой.1) Подведение к новой теме. - Глагол в русском языке дружит с местоимением. — Какого лица и числа бывают личные местоимения? Назвать их парами. Игра «Словесный волейбол». Условия игры: кидая мяч ученику, называю глагол в настоящем или будущем времени (например «бежит»). Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящее по смыслу местоимение, например «он». Учащийся, неверно ответивший, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные. 2) Целеполагание.- Сегодня мы узнаем, что такое спряжение глаголов и научимся спрягать глаголы. А для этого нужно будет выполнить задания в группах. Задания для групп 1-группа: Общее задание: составить тест по теме «Спряжение глаголов» (5-вопросов).Задание №1. Прочитайте в учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________. Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы нести, говорить по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы. нести говорить Я Ты Он Мы Вы Они Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов: рисовать, написать, бегать, дать, учить, поговорить, петь, лепить, перепрыгнуть. Ответьте, как вы определили глаголы 1-го и 2-го спряжения? 2-группа. Общее задание: Составить алгоритм определения спряжения глаголов.Задание №1. Прочитайте в учебнике определение спряжения и напишите недостающие слова. Спряжением называется _________________ глаголов по ___________ и ____________. Глаголы бывают ____________ и ______________ спряжения. К первому спряжению относятся глаголы с _______________ окончаниями ____________________ __________________ . Ко второму спряжению относятся глаголы с ______________ окончаниями _______________ _________________________. Задание №2. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Измените глаголы плести, кричать по лицам и числам. Запишите в тетради. Выделите личные окончания глаголов и определите, к какому спряжению относятся данные глаголы.
Плести Кричать Я Ты Он Мы Вы Они Задание №3. Прочитайте в учебнике определение спряжения. Определите спряжение данных глаголов: гулять, нарисовать, водить, пилить, читать, говорить, ходить, водить , прыгнуть.Ответьте, как определить глаголы 1-го и 2-го спряжения? Рефлексия Что нового мы сегодня узнали о глаголах?На маленьких листочках каждый из вас напишет по 1 глаголу в нужной форме и прикрепит на наше дерево знаний. На ветку первого спряжения глагол 1 спряжения, если вы поняли тему хорошо, и запомнили, что основная гласная 1 спряжения - Е. На ветку 2 спряжения глагол 2 спряжения, если вы поняли тему хорошо и запомнили, что основная гласная 2 спряжения - И. На ветку неопределённой формы глагол в данной форме, если вы не совсем определились и не совсем всё запомнили. Домашнее задание Прочитать параграф, выучить определение спряжения. Разноуровневые задания (по желанию): из упражнения.1) Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, 2) Написать глаголы в 2 столбика – по спряжениям, разобрать их по составу.3) Составить предложение с одним из глаголов. Синтаксический разбор предложения. Морфологический разбор глагола из предложения.