Образовательный проект по теме: «Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения»


Образовательный проектучителя физики МКОУ СОШ № 16Вдовыдченко Антонины Александровны Важно всякому человеку найти именно свой путь. Только тогда он сможет достигнуть максимальных результатов, сможет получить удовлетворение от своей деятельности. Я.М.Свердлов Недостатки подготовки российских школьников:Неумение применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни. Недостаточное развитие пространственных и вероятностных представлений. Неумение интерпретировать количественную информацию в форме таблиц, графиков и диаграмм. Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а предполагают несколько мыслительных операций, сравнений, умозаключений, интерпретацию различных данных и обоснование ответа.  Причины:У 70-80% учащихся отсутствуют умения самостоятельной работы.Около 60% не умеют выделять существенные признаки понятия, приводить примеры. 70% заучивают материал в полном объеме на репродуктивном уровне усвоения знаний. Выпускники проявляют низкий уровень учебной мотивации.  В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Тема педагогического проекта: «Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения» Гипотеза: Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения способствует повышению познавательного интереса учащихся и качества образования.Цель проекта: Применение «Кейс-метода» внутри технологии деятельностного обучения в целях развития познавательного интереса учащихся.Задачи:Изучить и выявить возможности деятельностного подхода для развития познавательного интереса учащихся на уроках физики;2. применить деятельностный подход на уроках физики и во внеурочное время;Предмет исследования: деятельностный подход в обучении.Объект исследования: деятельностный подход в обучении курса физики как средство повышения познавательного интереса учащихся и качество образования. Условия реализации проекта:Характеристика УМК;Ресурсное обеспечение проекта;Учебно-методические ресурсы. Модель даёт для участников проекта:преподавателю -   возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; использование интеллектуальных форм труда. учащимся – личностные результаты: сформированность мотивации учебной деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию; познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями.- метапредметные результаты: - умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать: формирование умений анализировать свою познавательную деятельность и управлять ею; умение самостоятельно работать с разными источниками информации. - предметные результаты: формирование коммуникативной компетенции через различные активные формы деятельности; знание алгоритма проведения и оформления проектно-исследовательских работ, кейсов, синквейнов и т.д.   У учащихся повышается эффективность самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков; родителям -  возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах. Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.Деятельностный подход к обучению предполагает:Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);Выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания;Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Кейс - описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс-метод – это ситуативная методика, которая позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Кейс по теме: «Строение вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.» Вася и его папа инженер Васильев Сергей Дмитриевич утром пили чай. Вася налил себе полный до краёв стакан с чаем. Сергей Дмитриевич сказал: - Отлей, иначе чай выливаться будет, когда ложечкой сахар размешивать будешь. - Конечно отолью, ведь и сахар мне сыпать некуда будет, - с умным видом согласился Вася. - Сахар насыпать можно, чай не выльется! Но размешивать его будет неудобно. - Как же не выльется, стакан ведь уже полон! - удивился Вася. Папа взял ложечку и осторожно всыпал целую ложку сахара в чай. Вода из стакана не вылилась. - Как же так? – воскликнул Вася. - Ты до вечера подумай почему так произошло, а вот вечером мы всё обсудим, а в гости науку физику пригласим, - таинственно сказал папа. Вопросы к кейсу:1.Наблюдали ли вы в своей жизни подобное явление?2. Почему вода не вылилась из стакана, когда добавили сахар?3. Какие меры техники безопасности необходимо соблюдать, когда наливаешь горячий чай? Выводы:Использование системно-деятельностного подхода на уроках физики с применением «Кейс-метода» способствует:личностному развитию учащихся – развитию готовности и способности учащихся к саморазвитию, реализации их творческого потенциала в выбранной деятельности;социальному развитию учащихся – формированию гражданской личности на основе воспитания патриотических убеждений, развития толерантности жизни в обществе;познавательному развитию учащихся – формированию у учащихся научной картины мира, развитию способности управлять своей познавательной деятельностью, овладению стратегиями и способами познания, развитию памяти, внимания, воображения, мышления, рефлексии;коммуникативному развитию учащихся – формированию компетентности в общении, умению слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. «… четыре столпа, на которых основывается современное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить»Из доклада международной комиссии по образованию для XXI века.