Презентация по методической теме Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка


Использование технологии развития критического мышления как средства формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка Эпиграф Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи Что такое УУД? В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к  стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам (Толковый словарь); Особый вид мышления, имеющий целью оценку идей. Более узко оно связано с проверкой точности утверждений и обоснованностью рассуждений (американский учебник по курсу КМ); Систематическое оценка аргументов, основанная на ясных рациональных критериях (американский учебник по КМ). Особый вид умственной деятельности, позволяющий человеку вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения (профессор Ральф Х. Джонсон из Канады).Принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить. Мышление, влекущее к самоусовершенствованию. Способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать продуманные решения (российская педагогика). Что такое критическое мышление? Критическое мышление есть мышление самостоятельное; Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления; Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать; Критическое мышление стремится к убедительной аргументации; Критическое мышление есть мышление социальное. Критическое мышление (Дэвид Клустер): Критическое мышление способствует: Взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми: Облегчает понимание различных «взглядов на мир»; Позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; Создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Технология «Развитие критического мышления» - современная "надпредметная" технология. Она решает следующие задачи: - образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; - культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; - социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. Технология дает ученику: - повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология дает учителю: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- возможность стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность. Стадии Некоторые приёмы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Концептуальное кольцо»,«Круги по воде»,«Денотатный граф», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие. Country Weather The capital Language Food Customs and traditions Sights People Geographical situation Transport Street safety Landscape Leisure Приём «Кластер» Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Which sports are the most popular in Great Britain?Which sports are the most popular in Russia?Football Rugby Synchronized swimmingCycling Boxing WeightliftingCricket Golf WrestlingSwimming Skiing Track and field athleticsSailing Skating HockeyTable tennis Figure skating JudoTennis Gymnastics Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения. to like to prefer to get pleasure with to be keen on to enjoy to be fond of Прием «Концептуальное кольцо» Прием «Круги по воде» Pilot wRiter O F E S S I O N S study school Russian Maths PE write count play pens sticks games Прием «Денотатный граф» Environment in 100 years may be it will be Прием «Дерево предсказаний» «СТВОЛ дерева» – это ТЕМА«ВЕТОЧКИ» – это ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено) «ЛИСТОЧКИ» – это ОБОСНОВАНИЕ этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. 6 5 4 3 2 1 Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Читаем вопросы и ставим в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.Вопросы: Do you believe that …… raccoons live in towns?… raccoons carry a dangerous illness?… raccoons sleep most of the day?… raccoons sleep on tree branches?… raccoons eat garbage?… raccoons make their nests in chimneys? Некоторые приёмы стадии «Осмысление»: «Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Приём «Инсерт». I – interactive - самоактивизирующаяN - notingS – system - системная разметкаE – effective - для эффективногоR – reading and - чтения иT – thinking - размышления«v» - уже знал«+» - новое«-» - думал иначе«?» - не понял, есть вопросы Приём «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V» Don’t understand, have questions Thought differently New information You should put a tick if you knew this fact before. INSERT Fish bone LEARNT WANT KNOW Приём таблица «ЗХУ» З – что мы знаемХ – что мы хотим узнатьУ – что мы узнали, и что нам осталось узнать. Text C Text B Text A What made him/her famous for? What did you learn about his/her childhood? What personal information did you learn? Прием «Сводная таблица»: Заполни Сводную таблицу When abolished? Awards? Woman’s participation? Number of sports? Where appeared? When appeared? Modern Ancient Приём «Концептуальная таблица». 4. 3. 2. 1. Why do? When started? What? Who? Таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» Why … ?Explain why … ?Why do you think that … ?Was his/her choice right or wrong to your mind?What is the most important idea of the story?What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. Who …?What … ?When … ?Where … ?Was it … ?What was the name …?Are you agree that … ? etc. “Thick” questions “Thin” questions Таблица «тонких» и «толстых» вопросов Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» I Identify a problem D Debate a problem E Essential solutions A Activity L Logical conclusions И – Идентифицируйте проблему. Д – Доберитесь до ее сути. Е – Есть варианты решения. А – А теперь за работу! Л – Логические выводы. 5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? 4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы? 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор? 1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои? Лист для решения проблем Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»: «Шесть шляп», «Ромашка Блума», «РАФТ»,«Бортовой журнал»,«Синквейн», «Диаманта» и другие. «Шесть шляп» Группам предлагаются задания:«Белая шляпа» — объективно перечислить события, факты, новые сведения.«Красная шляпа» — выразить свои чувства, эмоции по поводу изученного материала.«Черная шляпа» — выделить сложности, проблемы, связанные с изученной темой.«Желтая шляпа» — обобщить все положительные аспекты темы.«Синяя шляпа» — сформулировать общие философские выводы, идеи по поводу учебного материала (можно извлечь уроки).«Зеленая шляпа» — в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно. Прием «Ромашка Блума» «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие II – это третья основная форма глагола?);уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие II – это третья основная форма глагола?);интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастие II имеет одну неизменяемую форму ?);творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение на английском языке без употребления причастия II?);оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастия II в речи?);практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с причастием II в надписях на английском языке, в вывесках или в телевизионных рекламах?). Прием РАФТ: Определить четыре параметра будущего текста.Р – роль (любой человек нашей планеты)А – аудитория (кому вы будете писать)Ф - форма ( в какой форме будете писать; н-р:рассказ)Т – тема письмо на родину или рассказ по возвращении его земляки иностранец телепрограмма (по выбору учеников) телеаудитория телеведущий рассказ о своей жизни внуки дед «история болезни» пациент врач («беседа по душам») ребенок родитель экскурсия туристы гид сказка (или популярное объяснение) младший брат/сестра старший брат/сестра объяснение новой темы класс учитель научное сообщение научная конференция ученый Форма Аудитория Роль Quite true. I’d like to have a diet too. 8. Eating regularly is a good way to live. That true. Sleeping is useful. 7. Sleeping so much as your want is good for health. I agree. Many people for example die of cancer, because of smoking and drinking. 6. Poor health habits double the chance of dying or lead to diseases. Of course, but all the people are very busy today. They haven’t got an opportunity to have regularly meals. 5. Eating between meals and skipping breakfast is unhealthy. Quite agree. 4. Drinking alcohol and smoking are bad habits. I am of opinion that only too little sleeping is dangerous for health. 3. Too much or too little sleeping is dangerous. I agree. I think people like eating tasty food from the ancient times. That is why they have led to obesity. 2. Obesity and physical inactivity are known form the ancient times. I don’t agree. There are many people which are very angry, but they live happy, have got money and a good job. 1. People can die of pride, envy or anger. Commentary Information of good and bad habits Прием «Бортовой журнал» Прием «ДИАМАНТА» ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.строчка 1: тема (существительное)строчка 2: определение (2 прилагательных)строчка 3: действие (3 причастия)строчка 4: ассоциации (4 существительных)строчка 5: действие (3 причастия)строчка 6: определение (2 прилагательных)строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Приём «СИНКВЕЙН» СИНКВЕЙН – это стихотворение, состоящее из пяти строк:строчка 1: тема или предмет (одно существительное);строчка 2: описание предмета (два прилагательных или причастия);строчка 3: действия предметов (три глагола);строчка 4: отношение автора (фраза из четырех значимых слов )строчка 5: синоним темы или предмета (обобщающий или расширяющий смысл) Критические мыслители: Умеют решать проблемы;Проявляют настойчивость в решении проблемы;Контролируют себя, свою импульсивность;Открыты для других людей;Умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;Терпимы к неопределенности;Умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;Умеют устанавливать множественные связи между явлениями;Часто задают вопросы «Что, если…..?»Умеют строить логические выводы;Размышляют о своих чувствах, мыслях- оценивают их;Могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;Активно воспринимают информацию