Презентация по литературе на тему Пейзаж в творчестве мастеров слова


Пейзаж в творчестве мастеров слова Цель проекта Более полно и глубоко представить красоту окружающего мира, увидеть богатство изобразительных средств, используемых художниками слова при изображении природы. ЗадачиВоспитывать эстетический вкус, бережное отношение к национальной культуре, любовь к родине. Пойми живой язык природы И скажешь ты: -Прекрасен мир. И.С.Никитин Толкование слова по словарю С.И.Ожегова.Пейзаж Общий вид какой-нибудь местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы в литературном произведении. Определение пейзажа в литературоведенииПейзаж – описание, картина природы, часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие. Пейзаж может подчеркивать или передавать душевное состояние персонажей; при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. Пейзаж (по объекту изображения) Художественная функция пейзажаЛирический пейзаж (не связан напрямую с развитием сюжета)Собственно-лирический ( выражение чувств автора). Пейзаж настроения (обращение к эмоциям читателя, использование литературных реминисценций)Метафоричность и гиперболизация. Использование риторических приемов. Создает атмосферу, настроение.Пейзаж, необходимый для развития действияСопровождает развитие внешних событий. Играет роль в духовной жизни персонажей.Описание-героем-авторомПейзаж «самоценный»Исследовательский подход. Экзотический пейзаж романтиков.Информативно-познавательная функция. Создание иллюзии достоверности, реальности.Вымышленный (фантастический) пейзаж в контексте реалистического произведенияСоздание вымышленного художественного мира. Сны и иллюзии персонажейМ.Е.Салтыков – Щедрин, Н.Г.Чернышевский, Ф.М.ДостоевскийПейзаж-символ Поднятая целина в романе М.А.Шолохова. Пейзаж в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Места, по которым они проезжали, нельзя было назвать живописными… Да и все имение было плохоньким». «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли, серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… два-три ощипанных деревца дают скудную тень…» Роль пейзажа в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». «Для слепого мальчика весна врывалась в комнату только своим шумом. Он слышал, как бегут потоки весенней воды… А торопливая весенняя капель…стучала тясячью звонких ударов.» В разговоре Петра и Эвелины впервые появляется важный в повести символ солнца. Солнце – это жизнь, свет и тепло, радость и наслаждение. Оно имеет глубинные связи с понятием «мать», так как солнце – мать Земли, мира природы, следовательно, и человека. Полной гармонии с миром слепой музыкант достигает во время своего дебюта. В его музыке, насыщенной образами природы, по-прежнему звучали боль и страдание, но это были уже не личные, эгоистические чувства, это было глубокое страдание и понимание: «Казалось по временам: то буря гулко гремит в небесах, раскатываясь в бесконечном просторе, то лишь степной ветер звенит в траве, на кургане, навевая смутные грезы о минувшем»… Петербург Достоевского. Безотраден, сумрачен городской пейзаж, хотя время действия – лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург. Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст безотрадному изображению. Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно покаяться. Эти уличные сцены создают фон, на котором развертывается трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова… Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Роль пейзажа в композиции романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. «Над высотами было темное, ясное небо, и направо огромный шар солнца.» Такова, например, роль пейзажа в обрисовке настроений князя Андрея во время его поездки в Отрадное, когда в его сознание врезается вид старого дуба, который «старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами»… Очень выразительны картины поля битвы, в которых противопоставляется автором гармоническое жизнеутверждение природы разрушительной силе войны. «Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом.» « Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с ней и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. Пейзаж – не привеска к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря – природу надо любить, и эта любовь, как и всякая любовь, найдет верные пути, чтобы себя выразить с наибольшей силой». К.Г.Паустовский Литература1.Литература. Проектная деятельность./Сост.Т.В.Черкашина.-Волгоград:ИТД «Корифей».-112с.2.Русская литература19-20 веков:т.1:Русская литература 19 века. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы.3.С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.- М.:Азбуковник, 1999.