Использование стратегий критического мышления в преподавании русского языка и литературы


Использование стратегий критического мышления в преподавании русского языка и литературы Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. . 1) Формирование нового стиля мышления2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность3) Развитие аналитического, критического мышления.4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов:– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. Деятельностьучителя ДеятельностьУченика Возможные приёмы и методы 1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу.2.Активизация деятельности учащихся.3.Мотивация к дальнейшей работе. 1.Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу(делает предположение).2.Систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы Опорные слова;Рассказ-предположение по ключевым словам;Таблица;Кластер;Верные и неверные утверждения;Перепутанные логические цепочки;Ассоциации;Терминологическ. диктант. Диаграмма сравнения Сабақтас қурмалас сөйлем Общие признаки Сложноподчиненные предложения Кластер по теме «Имя существительное» Приём «Верные и неверные утверждения» при изучении биографии и творчества М.Ю.Лермонтова. 1.М.Ю.Лермонтов родился в небогатой семье. 2.Воспитанием поэта занималась мать 3.Он был военным юнкером. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли преемственником Пушкина. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Имел много врагов. Текст читается дозированно. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально. Приём «Чтение с остановками» 1. Учитель выбирает текст для чтения. 2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д. 3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Подготовительная работа: Вопросы при изучении повести «Бедная Лиза»По названию предположите, о чем будет рассказ?Какие события могут произойти в описанной обстановке?Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Приём «Синквейн»Повесть «Бедная Лиза»Сентиментальная, захватывающая,Учит, увлекает, наставляетВ жизни правит любовьСентиментализм Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:находить, осмысливать, использовать нужную информацию;анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации Спасибо за внимание!