Подготовка к сочинению учащихся с низкими учебными возможностями
Подготовка к сочинению (задание 25)учащихся с низкими учебными возможностямиУчитель МБОУ «СОШ №9» Михеева Светлана Анатольевна
Написание сочинения - самая сложная часть экзаменационной работы по русскому языку. Задание 25 проверяет у учащихся навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. Трудность заключается в том, что не всегда выпускники понимают информацию, заложенную в тексте, не могут применить известные сведения соответствующим образом, чтобы ясно, последовательно излагать собственные мысли, аргументировано доказывать свою позицию.
Задание № 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Структура сочиненияВступление.Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).Вывод (заключение).
Трудности части С: композиционное оформление сочинения;абзацное членение;грамматические, синтаксические, лексические и стилистические нормы русского языка;аргументация;собственное мнение учащихся.
Этапы работы:1. Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки.2. Поэтапный разбор каждого содержательного критерия: а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулировки проблемы; б) комментарий, виды комментария, способы оформления; в) выявление позиции автора и способы её оформления; г) аргументация собственной позиции, виды аргументов3. Работа над композицией сочинения.4. Написание и проверка сочинений по критериям.
Выявление проблемы Важный этап работы над сочинением - это выявление проблемы. Проблем может быть несколько, тогда нужно выявить главную, и этому необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов: пересказ текста; выделение микротем по абзацам; поиск ключевых слов; формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце, выявление главной из них; формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
Два способа формулировки проблемыВ виде предложения: проблема (чего?): автор размышляет над проблемой; в тексте поднимается проблема; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой ...2. В виде вопроса: прочитав текст, я задумался над вопросом
Типичные ошибки при формулировании проблемыНепонимание проблемы.Неумение сформулировать проблему.Неоправданное расширение или сужение проблемы.Подмена проблемы авторской позицией.Подмена проблемы пересказом.
Типичные ошибки при комментарии Подмена комментария пересказом. Отсутствие комментария. Подмена комментария цитированием. Несоответствие комментария заявленной проблеме. Отсутствие опоры на текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующееПересказывая, мы говорим о том, что делаютгерои, а комментируя, мы говорим о том, чтоделает автор!!! Примеры комментария: проблему … автор раскрывает на примере…; автор не случайно подчёркивает, что…; писатель восхищается…
Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Способы формулирования авторской позиции:Позиция автора такова…Автор считает, что…Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…Автор убеждает нас в том, что…В тексте доказывается мысль о том, что…Основная мысль текста заключается в том, что…
Типичные ошибкиОтсутствует авторская позиция.Позиция автора формулируется слишком широко и (или) неточно.Формулируется позиция автора по другой проблеме текста.Позиция автора подменяется мнением рассказчика. Не путать понятия автор и рассказчик (повествователь).Позиция автора подменяется цитированием.
Типовые конструкции: Автор считает, полагает, утверждает… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Автор отрицает то, что Автор иронизирует (над кем?) Автор осуждает (что? Кого?) Автор (не)соглашается (с чем? С кем?) Автор разделяет мнение кого? Автор опровергает что? Автор критикует кого? Автор отстаивает что? Автор доказывает что? Автор с возмущением пишет о том… Позиция автора по затронутым вопросам очевидна…
Формулировка собственного мнения и аргументация Аргументация – приведение доказательств для обоснования мысли. Это центр сочинения!!!Типовые конструкции:С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.Нельзя не согласиться с точкой зрения автора.Позиция автора заслуживает уважения, но некоторые аспекты спорны.Я (не)разделяю позицию автора. Безусловно (конечно, разумеется, пожалуй),…Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…Размышляя над позицией автора, прежде всего хочется отметить…Трудно не согласить с автором…
Переход к аргументации Приведем пример… Сошлёмся на пример… Возьмем в качестве примера… Сопоставим… С одной стороны… Никто из нас не будет возражать… Ярчайшими примерами тому могут служить…
Типичные ошибкиОтсутствие аргументов.Довод ученика не развивает тезис, а повторяет его.Аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста.Отклонение от тезиса.Аргументы не соотносятся с заявленным тезисом.Этически некорректное изложение доводов.
Типы аргументовПримеры из художественной литературыПримеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих Примеры из кинофильмов, радио- и телепередач Цитаты (если помните их дословно) Обращение к аудитории
ЗАКЛЮЧЕНИЕДолжно быть коротким и ёмким.Должно быть логически связано с основной частью.Как и вступление, должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.Основное требование к заключению: заключение должно быть таким, чтобы читатель понял, что самое главное уже сказано и говорить больше не о чем.
style.rotation