Презентация по литературе по произведению Н.А.Некрасова Русские женщины


Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)Марченко Л.З. ДОШ №69 Николай Алексеевич Некрасов(1821—1877) 
Кто служа великим целям века,Жизнь свою всецело отдаетНа борьбу за брата-человека,-Только тот себя переживет…Н.А. НекрасовПоэзия Н.А. Некрасова служила “великим целям века”. В этом источник ее бессмертия, ее неувядающей силы. Вот почему нам, людям другого века, она близка своей верой в Родину и человека, светлым жизнелюбием и мужеством, влюбленностью в русскую природу.

“Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь…” Вся любовь и все помыслы поэта принадлежат России, русскому народу, крестьянству, забитому, втоптанному в грязь, но духовно не сломленному.

(?) Какова основная тема творчества Н.А. Некрасова? Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть её должна. Не верьте, юноши! не стареет она.Некрасов Николай Алексеевич

(?) Какие произведения поэта вам знакомы? (?) Почему обыкновенная крестьянка вызывает восхищение поэта?  (?) Почему именно женщина – главная героиня произведений Некрасова?
В детстве с матерью(?) Какие картины детства запомнились Н. А. Некрасову на всю жизнь?(?) Чем запомнилась маменька?«Всю ты жизнь прожила нелюбимая, Всю ты жизнь прожила для других»…От ликующих, праздно болтающих,Обагряющих руки в кровиУведи меня в стан погибающихЗа великое дело любви!

(?) Кем была русская женщина для Некрасова? Некрасовская героиня — человек, не сломленный испытаниями, сумевший выстоять. Недаром муза Некрасова — «родная сестра» крестьянки

Княгиня ТрубецкаяПервоначально свою поэму Некрасов назвал «Декабристки». Казалось бы, это более точное заглавие.  (?) В чём же тогда смысл замены?
Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года

(?) Что заставило их выйти на Сенатскую площадь? (?) Против чего они протестовали? «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением» Пока свободою горим,Пока сердца для чести живы,Мой друг, отчизне посвятимДуши прекрасные порывы!Сергей Петрович ТрубецкойПятерых декабристов - П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина, П.Г. Каховского приговорили к четвертованию. На разные сроки каторги осудили около 111 обвиняемых; 9 офицеров были разжалованы в рядовые. Будущих каторжан выстроили во дворе крепости, лишили дворянства и чинов, сожгли в кострах сорванные с них мундиры, эполеты и ордена, сломали над их головами шпаги.




Жены декабристовЖёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся.
О подвиге этих удивительно хрупких и удивительно сильных душою и верных женщин создал своё произведение Н.А.Некрасов: Пленительные образы! Едва лиВ истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречалиИх имена забыться не должны. “Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. (?) Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?  (?) Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Работа в парах. Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.Далёк мой путь, тяжёл мой путь,Страшна судьба моя,Но сталью я одела грудь...Гордись — я дочь твоя!..Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма.
(?) А кто стремится им помешать? (?) Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена? (?) Что является центральным эпизодом этой части поэмы? (?) Почему губернатор так не хотел, чтобы княгиня ехала дальше? Инсценировка диалога “Трубецкая у губернатора” («игровое» прочтение отрывка).
Запишите в тетради, какие доводы выдвигает губернатор, пытаясь убедить княгиню вернуться. Ответы подтвердите текстом.Найдите в тексте цитаты, которые свидетельствует о том, что решение Трубецкой – не временный порыв, а результат твердого, осмысленного убеждения в своей правоте?(?) Как называется художественный приём, который использует автор в диалоге княгини с генералом?(?) Что заставило губернатора уступить княгине?

 (?) Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными?  (?) Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Почему?(?) Какую характеристику светскому обществу дает княгиня? Приведите цитаты из текста. (?) Как раскрывается характер княгини в разговоре с генералом? (?) Что еще толкало женщин в дорогу? Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание. Пример тому — Александрина Муравьёва. Некрасов хотел её сделать главной героиней поэмы, но успел написать всего две главы. И всё-таки поэт подчёркивает, что есть чувство выше и чище любви мужчины к женщине и женщины к мужчине:О, если б он меня забылДля женщины другой,В моей душе достало б силНе быть его рабой!Но знаю: к родине любовьСоперница моя,И если б нужно было, вновьЕму простила б я!..

 (?) Можно ли победить таких женщин? Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабые женщины? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос. Формулирование итогового высказывания по теме урока (?) Какова тема и идея поэмы?(?) Какие качества обозначил в героинях поэмы автор? (?) Сумел ли Некрасов выразить глубину чувств женщин, силу их мужества? Какими средствами?(?) Какова роль женщин в судьбе декабристов? (?) Почему значение этой поэмы велико? В чём оно?Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделила участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. (?) Согласны ли вы, что их можно назвать героинями? Героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота.

 Домашнее задание.Подготовьте развернутый ответ на вопрос:«Считаю ли я поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом?».Самооценка и самоконтроль. Насколько лучше я стал понимать смысл и идею произведения? (1-2-3-4-5)Могу ли я теперь самостоятельно сформулировать ответ на вопрос, в чем героизм русской женщины, изображенной в поэме Н.А. Некрасова? (1-2-3-4-5)Насколько полезным был для меня сегодняшний урок? (1-2-3-4-5)Насколько интересной мне кажется тема, исследованная мною на занятии сегодня? (1-2-3-4-5)Что осталось для меня непонятным после урока? ____________________________