Презентация по теме Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время
Проектно- исследовательская деятельность обучающихсяна уроках химии и биологии и во внеурочное время (из опыта работы)Подготовила: учитель МКОУ Большеверейской СОШ Свиридова Наталья Анатольевна
Метод проектовМетод проектов – личностно ориентированный способ эффективного выстраивания исследовательской деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Основание классификацииТипы проектов12Количество участников проектаИндивидуальный.Парный.Групповой.Уровень сложностиИнформационный (задания на воспроизведение по образцу).Эвристический (задания, направленные на поиск способа решения неизвестного для обучающегося).Творческий (задания, направленные на актуализацию межпредметных знаний).Содержание проектаМонопроект.Межпредметный проект.Уровень самостоятельности выполненияВыполняемый совместно с учителем.Выполняемый совместно с другими обучающимися под руководством учителя.Выполняемый совместно с другими обучающимися без руководства учителя.Выполняемый в основном самостоятельноПродолжительность выполнения проектаМини-проект (1-2 урока).Краткосрочный (4-6 уроков).Средней продолжительности (1-4 месяца).Долгосрочный.Таблица 1Классификация исследовательских проектов
Работы над проектами начинаю в 5-7 классах при изучении предмета «Природоведение» и «Биология». Создаем небольшие проекты («Комнатные растения нашей школы», «Семейства растений», «Отряды животных» и т.д.)
Примерные темы проектов по химииВ 8-9 классах- «Химическое производство», «Химия в быту», «Химия и здоровье», «Жизнь и деятельность великих химиков», «Роль кислот», «Значение удобрений», «Определение нитратов в овощах и фруктах» и т.д. В 10-11 классах- информационные карты, «Определение здоровья человека по смывам», «Определение качества питьевой воды методами химического анализа» и т.д.
Анализ воды природного источника в разные периоды времени Цель работы:определить наличие в воде химических соединений загрязняющего характера;научиться проводить качественные реакции;выявлять основные компоненты природных и антропогенных систем.
Методика работы Отбор проб для анализа производился в несколько приёмов в июле (1), в августе (2), в сентябре (3). Одновременно проводился анализ питьевой воды из уличного водопровода (4). Для контроля использовали дистиллированную воду (5). Метод основан на проведении обменных реакций между ионами.
Методика проведения: 1. В посуду для микрометода помещаются пробы воды. 2. Пипеткой медицинской добавляем по 1-2 капли реактива. 3. По изменению окраски, выпадению осадка, выделению газа делаем вывод о наличии ионов. 4. Каждый опыт повторяем 5 раз. 5. Результат заносим в таблицу № 1.SО4. Для обнаружения ионов добавляем раствор хлорида бария. При содержании ионов возникают помутнения.SО3. Прибавляем слабый раствор марганцовокислого калия. При содержании ионов SО3 розовый цвет исчезает.
Реакции ионного обменаSО4. Для обнаружения ионов добавляем раствор хлорида бария. При содержании ионов SО4 возникают помутнения.SО3. Прибавляем слабый раствор марганцовокислого калия. При содержании ионов SО3 розовый цвет исчезает.Cl. Приливаем раствор нитрата серебра. При содержании ионов Cl появляется слабое помутнение.NH4. К раствору воды добавляем сильно концентрированный раствор щёлочи и нагреваем. При наличии NH4 появляется запах аммиака.Fe. Добавляем концентрированный раствор роданита калия. При наличии ионов Fe появляется розовый или красный цвет.Фенол. К пробе воды добавляем 2-3 капли раствора хлорида железа. Если есть фенол, то проба окрашивается в фиолетовый цвет.
№ п/пХимическое соединениеПроба 1Проба2Проба3 Проба4Контроль1SO4Отсутств.----2SO3Отсутств.----3ClОтсутств.--+-4NH4Отсутств.--+-5FeОтсутств.----6ФенолОтсутств.----
ВыводВода из природного источника не имеет вредных примесей и полностью пригодна для питья. Вода из уличного водопровода имеет примеси ионов хлора (возможно это связано с дезинфекцией водопровода) и примеси ионов аммония (водонапорная башня находится возле молочной фермы и возможно поступление в воду отходов жизнедеятельности животных)
Литература1. Шалашова М. М. Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Справочник заместителя директора школы № 9, сентябрь, 2012. – С. 30-342. Морозов В.Е. Химия. 9 класс. Выпуск 3. Волгоград, 2007 3. Фадеев Г.А. Химия и экология, 8-11 классы, Волгоград, 4. Денисова В.Г., Химия 9 класс, Волгоград, 2006 5. Князев Р.Н., Артемьев В.П., задания по химии для учащихся малокомплектной школы, М, 1993 6. Пичугина Г. В. , Сорокина Н.В., Основы ведения крестьянского хозяйства, М, 2003 7. Пичугина Г. В. Химия в технологиях сельского хозяйства. М.: - 2003.8. Титова И. М. Обучение химии. С-П.: Каро, - 20029. Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев 10, 11 классы. В.: , - 2005.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.