Презентация МОТ «Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного» дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» Специальность: 31.02.01 Акуше
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеКрасноярский медицинский техникумПублицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения Составил: преподаватель дисциплины « Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» Федулова А.Ю.Красноярск,2016
Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?.. Они – в душе…И.А.БунинЭпиграф урока
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ:лексический уровень:нейтральная лексика;профессиональная лексика;общественно-политическая терминология;интернационально-политическая лексика;разговорная лексика;эмоционально-экспрессивные, образные средства выразительности: эмоционально-экспрессивная лексика, переносное значение слов ;фразеологический уровень:1) устойчивые словосочетания, которые нередко становятся штампами (стандартизированными оборотами речи) 2) общеязыковые фразеологизмы с положительной/отрицательной социальной оценкой;3) пословицы, поговорки.
словообразовательный уровень:1) отвлеченные существительные с –ость, -ство, -ние, -ие (связаны с информационной функцией: личность, сотрудничество, управление, доверие, связаны с функцией воздействия: преданности непримиримость, единство, осуждение, братство);слова общественно-политического характера: а) с интернациональными словообразовательными суффиксами - -а, -ция, -ра, -ист, -изм, -ант (изоляция, агентура, расист, деврсант, антифашист); б) с иноязычными приставками – анти-, архи-, гипер-, дез-, контр-, про-, пост-, транс- (контрмеры, прозападный, дезинформация, арихреакционный);слова с эмоционально-экспрессивными аффиксами типа –щина, -ичать, ультра-;сложные слова;аббревиатуры в целях экономии речевых средств (ЧП, ГКЧП, АО, СНГ, ОМОН); сложносокращенные слова (федеральный – федерал);
морфологический уровень:1)собирательность: частое употребление местоимений «мы», «наш»; глаголы 1-го и 3-го лица в обобщённом значении;2)частицы и междометия;3)формы страдательного причастия прошедшего времени;4) для репортажа и близких к нему форм характерно использование глаголов в форме настоящего времени – свидетельство того, что автор является очевидцем описываемых событий.синтаксический уровень:1) общее: правильное и четкое построение предложений, их простота и ясность;2) используется монологическая речь, диалог (интервью и др.) и прямая речь.3) различные синтаксические приемы экспрессии: инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения;4) фрагментарность речи в связи с использованием номинативных присоединительных конструкций;5) своеобразные стилеобразующие заголовки и зачины, которые выполняют рекламную функцию и носят экспрессивный характер.
Николай Михайлович Карамзин1766 - 1826
ОТЕЧЕСТВОЛЮБОВЬФИЗИЧЕС-КАЯНРАВСТВЕН-НАЯПОЛИТИ-ЧЕСКАЯМЕСТО РОЖДЕНИЯВОСПОМИНА-НИЯПАТРИОТИ-ЧЕСКИЕ ЧУВСТВААРГУМЕНТЫПамять о первом дне дружбылапландецЖитель ГельвецииВсякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется.
Как сформулировать проблему? Способы формулирования проблемы.Сформулировать самостоятельно(своими словами)ПроцитироватьавтораВ том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или сочетанием, - подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:- Автор поднимает проблему …; Автор предлагает нам задуматься над проблемой …Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:- Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.Найти авторскую формулировку проблемы, используя цитату из текста, например:«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?» - таким вопросом начинает свой текст ...
Николай Михайлович Карамзин размышляет над проблемой…
Глоссарий Актуальная. Актуальный – важный, существенный для настоящего момента. Нравственная. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.
КомментарийТекстуальный«от текста к действительности»Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.Концептуальный «от действительности к тексту»Концептуальный комментарий предпола-гает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту. На каких примерах в тексте автор рас- сматривает проблему? Какими факта- ми, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают осо- бого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссыла- ется автор? Почему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой про- блемой? Почему эта проблема привлекла внима- ние автора? Какой аспект этой проблемы рассма- тривает автор?Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы
Автор подчёркивает, что привязанность человека к месту своего рождения объясняется… Наша нерасторжимая связь с отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примера, подтверждаю-щего данное высказывание, Карамзин приводит…
Авторская позицияСредства выражения авторской позицииСлова-маркерыОценочная лексикаСредства выразительностиВводные словаПобудительные предложенияГлавное, самое важное, надо, (не) нужно, … Отличный, прекрасный, превосходный, …Риторические восклицания, например: «Как много во всем этом ума и чувства красоты!»К сожалению …, к счастью …, ко всеобщей радости …, …Различные призывы автора, обращения к читателю, например: «Учитесь у великих…»
Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова,.. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему)… Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого/что, за что)…Типовые конструкции для выражения авторской позиции
Аргументация собственной позицииРассуждениеТезис(положение, которое надо доказать)Аргументация(доказательство, доводы)Вывод(общий итог)
ТЕЗИСАвтор … Отечество - это …АРГУМЕНТ 1(иллюстрации)Действительно, …Например, …АРГУМЕНТ 2(иллюстрации)Правоту автора подтверждает иопыт художественной литературы. Вспомним … ВЫВОДИтак,… Таким образом, … Да, … Структура аргументации
ДОВОДЫ ДОЛЖНЫ ПОДТВЕРЖДАТЬ ТЕЗИС АВТОРА ТЕКСТААРГУМЕНТАЦИЯФАКТ +ПРИМЕР +ПРОБЛЕМА +Тезис: Человек связан духовно и физически с местом своего рождения. Таков закон природы и закон жизни.Способы аргументацииВывод: Я полностью согласен с автором. Действительно, … Я не могу согласиться с автором: … (почему?)
Заключение сочиненияВиды заключенияОбобщение основных мыслей автораВопросительное предложение, в том числе риторический вопросПризыв, обращение к читателюИспользование цитатСамая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально.В конце сочинения возвращаемся к проблеме текста, подчеркивая её актуальность.Особенно уместны в том случае, если автор нас к чему-либо призывает, например, со словами: вспомните…, подумайте…, …Это должны быть высказывания автора или цитаты из другого источника, достаточно полно выражающие мысли автора.
Спасибо за внимание!