Презентация по русскому языку на тему Публицистический стиль и его жанры


Определите тему урока. Публицистический стильи его жанры. Цели урокаПовторить…Систематизировать…Узнать…Научиться… Цели урока Предметные.1. Систематизировать знания обучающихся о публицистическом стиле.2. Познакомить с жанровыми особенностями текстов публицистического стиля, научить различать и создавать их.Метапредметные: 1. Осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 2. Извлекать информацию из разных источников.3. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.Личностные:1.Воспитывать гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к слову, русскому языку. научный официально-деловой публицистический разговорный художественный Особенности публицистического стиля Сфераприменения (где?)Функция (зачем?)Ведущая стилевая чертаЯзыковые средстваЖанры -общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение…-Убедить! Воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позицииэмоциональность,фактографичность, образность, призывность, злободневность тематики.книжная+разговорная лексика, побудительные, восклицательные предложения, риторические вопросы…Статья, очерк, заметка, хроника, репортаж, публичное выступление… Проблемы, затрагиваемые произведениями публицистического стиля: война и мир, права и свободы человека, патриотизм, защита природы, гуманизм, нравственные проблемы Найдите «четвертое лишнее» ИнформативностьОбразностьСтандартностьПризывность ЗаявлениеУказРепортажИнструкция Информационные жанры: ХроникаЗаметка Статья Репортаж ИнтервьюПортретный очерк Пример хроники. 26 февраля в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» прошел конкурс чтецов «Живая классика». Победили учащиеся 7 «В» класса Багманова Юлия и Жукович Мария. Хроника –самый малый газетный жанр В ней мы узнаём о том,-что произошло (произойдёт)-кто участвовал-где-когда Всё излагается -кратко-лаконично-сжато-отсутствует описание и оценивание информации Заметка в газету- это краткое сообщение о событии общественной жизни, которое происходило недавно. Автор рассказывает о том, где, когда, с кем и как происходило это событие, и высказывает своё отношение к нему. Цель- привлечь внимание к жизни страны, человеку в обществе. Строение заметки: 1)Вступление- где, когда, с кем происходило событие? 2)Зачин- в чем суть ситуации? 3)Развитие действия- рассказ. 4)Концовка- чем закончилось, вывод автора. Языковые средства: торжественные слова, эмоционально окрашенные слова, фразеологизмы, терминологическая лексика. Отрывок из фантастического романа А.Конан Дойла «Затерянный мир», представляющий репортаж о заседании Зоологического института Отрывок из фантастического романа А.Конан Дойла «Затерянный мир», представляющий репортаж о заседании Зоологического института Оцените работу репортёра:1 гр. Скажите, что он успел увидеть?2 гр. Как это он изложил?3 гр. Какие языковые средства использовал автор для создания эффекта присутствия читателя?4 гр. Разделите текст на 3 части (зачин, центральная часть, концовка). О чём говорится в каждой из этих частей?5 гр. Какие средства художественной выразительности использовал автор? Репортаж ( от фр. reportage – сообщать)- это информационный жанр, который достоверно и динамично воспроизводит картину событий через непосредственное восприятие автора, обязательно находящегося на месте действия и создающего для читателя ( зрителя, слушателя) «эффект присутствия». Репортер- это своеобразный гид, глаза и уши читателя (зрителя, слушателя). Его девиз: «Событие неприкосновенно». Репортер объективен, правдив и точен, у него есть своя позиция, но он не навязывает своего мнения. Репортер должен продумать: - для кого предназначен репортаж - во имя чего создается(цель) - свою внутреннюю установку, позицию. Интервью (от англ. Interview)- беседа журналиста с одним или несколькими лицами, по каким-либо актуальным вопросам. Форма- диалог( вопрос-ответ) Особенности вопросов: интересные, четкие, конкретные, краткие, располагающие собеседника к непринужденному, задушевному разговору. Строение интервью: 1)Вступление-представление собеседника, себя. 2)Основная часть- беседа с человеком 3)Заключение- планы собеседника на будущее, пожелание, благодарность за беседу. Портретный очерк- рассказ о реально существующем человеке, его характере, работе, интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми. Составляющие элементы: 1)Описание внешности героя. 2)Рассказ о его деле, профессии, творчестве. 3)Отдельные факты биографии. 4)Описание характера героя, его речи. 5)Эпизод, раскрывающий в герое главное. Игра «Эскалатор»Определить жанры предлагаемых текстов. Правила дружной игры.Развернись – улыбнись.Работаем шёпотом: читаем задание, обсуждаем, не перебивая друг друга.Помогая, приходим к общему мнению.Записываем результат.Ждём команды.Переходим. Проверим. Портретный очерк.Интервью.Репортаж.Заметка.Хроника. Третьяковская галерея Минуты творчества Написать репортаж об экскурсии по Третьяковской галерее. Памятка «Основные приметы репортажа» 1. Ведение изложения от первого лица. 2. Открытое присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность.3. Документализм, объективная точность. 4. Эскизность речи, включение описаний и диалогов. 5. Проявление индивидуальной, авторской манеры письма. Проверим Синквейн. 1 стр. – понятие (1сущ. или 1 словосоч.)2 стр. – признаки (2-3 прилагательных)3 стр. – действия (3-4 глагола)4 стр. – целостная фраза (предложение)5 стр. – перифраза, синоним Домашнее задание Принести газету или журнал с репортажем.Уметь обосновать свой выбор, указать признаки репортажа (сделать пометки в тексте). 1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2006 2.Портрет Исократа: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ %D0% 98% D1% 81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82 3.Об Исократе: http://ancientrome.ru/dictio/article.htm?a=203368837 4.Ораторы: http://ru.wikipedia.org/ wiki/ %D0% 9E%D1% 80% D0% B0%D1%82%D0%BE%D1%80 5.А.Д.Сахаров: http://www.sakharov-center.ru/sakharov.html 6.Нобелевская премия http://ru.wikipedia.org/ wiki/% D0%9D% D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F