Презентация на тему: Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли


Тема: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыслиАвтор проекта: Вафина Г.Ш.- заместитель директора по УВР;. Цель: Изучить и выявить основные задачи, результаты обучения и воспитания в школе в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика В чем заключается задача школы?интеграция,обобщение,осмысление новых знаний;умение связать новые знания с жизненным опытом. Надпредметные компетенции ученика:способы получения информации;умение работать в группах и самостоятельно;умение принимать решения;умение проявлять творческие способности;умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии. В чем заключается задача школы?Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ. Приоритетная цель школьного образования:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий Универсальные учебные действияБлизкие понятия:общеучебные умения,общепознавательные действия,общие способы деятельности,надпредметные действия. Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования. Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Что дают универсальные учебные действия?обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; Что дают универсальные учебные действия?создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; Что дают универсальные учебные действия?обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Группы универсальных учебных действий: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;4) коммуникативные действия. Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Выводы по проектной работе:Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Выводы по проектной работе:УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Список литературы1.Антонова И. Г. Как научить пятиклассников общаться и познавать себя: Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям и школьным психологам, работающим с детьми младшего подросткового возраста / И. Г. Антонова. — Ульяновск, 1998.2.Асмолов А. Г. Принципы изучения памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов / А. Г. Асмолов. — М., 1985.3. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А. Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 1. ■4. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А. Г. Асмолов // Лидеры образования. — 2007. - № 6.5. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. — М., 2008.6. Асмолов А. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова // Вопросы психологии. — 2007. — № 4.7. Байярд Р. Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд, Д. Байярд. — М., 1991.8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М., 1979. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!