Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка


Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка Данной проблемой занимались известные педагоги, такие как В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Н.А Добролюбов,Н.А. Корф, П.Ф. Капререв, Ш.А Амонашвили продолжают заниматься этой проблемой - Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской. Одним из условий становления учащегося как субъекта познания является целенаправленная активизация познавательной деятельности посредством соответствующих форм и методов обучения, включения школьников в самостоятельную учебную, познавательную, научно-исследовательскую деятельность, предоставления свободы выбора и творческой самореализации в рамках педагогического процесса. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. На наш взгляд это касается и такого предмета, как русский язык. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную цель, которая предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников Противоречие 1: между пониманием важности младшего школьного возраста как сензитивного периода формирования познавательного интереса детей и недостаточностью использования возможности уроков русского языка в начальной школе, эффективного использования творческих заданий как средства повышения познавательных интересов младших школьников; Противоречие 2: между доминирующим значением формирования познавательных интересов для становления личности ребенка и преобладанием на ступени начального образования интеллектуально-информационных программ и технологий и потребностью в разработке системы творческих заданий, направленных на формирование познавательных интересов. гипотеза исследования: если включить в учебную деятельность четвероклассников такие творческие задания, как создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу, создание двух текстов из одного, содержащего слова-омонимы, создание текста учащимися по кругу, рассказ с заменой лица, написать сказку, сопоставительный анализ художественных и научных текстов, написание басни, которые в практике начальной школы используются редко, то уровень познавательного интереса будет повышаться. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении материала по проблеме формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка. Практическая значимость исследовательской работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов и студентов. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности, характерной ее чертой является то, что она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, но только в процессе учебной деятельности познание осуществляется на научной основе и приобретает четкое оформление Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте [Текст] / О.В. Булатова// Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №11.