Презентация к элективному курсу «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов
Министерство образования науки РФ\ федеральное государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКрасноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева(КГПУ им. В.П. Астафьева)Институт дополнительного образования повышения квалификации(ИДОиПК им.В.П. Астафьева) Кафедра филологии человека и методики обучения биологии Выпускная квалификационная работа Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов Работу выполнила обучающаяся по ДПППГ по преподавании биологии и химии, по направлению «Педагогическое образование» Дьяконова Татьяна СергеевнаНаучный руководитель: Голикова Татьяна Валерьевна
Задачи:1) Изучить в психолого-педагогической и методической литературе особенности предпрофильной подготовки учащихся по химии.2) Разработать элективный курс по химии направленный на формирование умений по решению расчетных задач.Цель работы: разработать и апробировать элективный курс по «решению расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов, направленную на углубленные знания учащихся по предмету.
Предпрофильное обучение — это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение — основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.Профильное обучение (профильность) – организация обучения на старшей ступени общего образования, обеспечивающая дифференциацию образовательных программ в зависимости от запросов учащихся. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.
В учебных планах на предмет химии отводится всего 2-3 часа в неделю. Анализ школьных программ по данному предмету показывает, что уровень сложности задач, которым необходимо овладеть школьникам, очень низкий. Типология задач также очень узка. Ни в одной программе школьного курса по химии на обучение по решению задач не выделено хоть какое-нибудь время. В имеющихся учебниках по химии практически отсутствуют примеры решения задач или эти примеры даны в слишком малом количестве. Данный курс рассчитан для учащихся 9-х классов, имеет развивающую, практическую направленность. Он состоит из пяти учебных блоков:Расчёты по химическим формулам;Окислительно – восстановительные реакции;Расчёты по химическим уравнениям;Решение задач по теме «Растворы»;Решение комбинированных задач. Химический практикум. Лабораторные работы.
Программа элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 16 часов, 1 час в неделю.( первое полугодие)
Цель курса: обогащение познавательного и эмоционально – смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы создание условий для самооценки подготовленности учащихся и желания их углубленно изучать химию в профильном классе или профильной школе
Задачи курса:Образовательные - обеспечиваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации, создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения, развитие и укрепления интереса учащихся к химии.Воспитательные - реализуются формированием мировоззрения, осознанным усвоением материала, расширением кругозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные задачи являются действенным способом воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.Развивающие - проявляются в результате формирования научно – теоретического, логического, творческого мышления, развития смекалки учащихся, в будущем – изобретательности и ориентации на профессию химика или профессию, связанную с химией.
№№ п/пНазвание темы курсаКол-вочасовФормы организации занятий1Основные типы расчётных задач по химии.Химические, физические величины: обозначение, название, единицы.1Лекция 2Расчёты по химическим формулам2Практическое занятие3Растворы1 11Практическое занятиеЛабораторное занятиеЛекция.4Вычисления по химическим уравнениям11ЛекцияПрактическое занятие5Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси11Практическое занятие, лекция.6Вывод формул веществ.11ЛекцияПрактическое занятие.7Закономерности протекания химических реакций111ЛекцияПрактическое занятие.Лабораторная работа8Итоговое занятие1Контрольная работаИтого:16Учебно – тематический план.
Методическая рекомендация проведения занятия по теме«Расчёты по химическим формулам»1. Определите количество вещества воды массой 3,6 г. ( 0,2 моль)2. Определите объём ( н,у) водорода количеством вещества 0,1моль. (2,24л)3. Найдите объём (н,у), который займут 1,2 * 1024 молекул газа. Определите молярную массу этого газа и назовите его, зная, что вычисленный объём газа имеет массу 64 г. ( 44,8л; 32 г/моль; кислород)·4. Определите массу фосфора, содержащегося в 40 г смеси, состоящей из 40% оксида фосфора(3) и 60% оксида фосфора (5). (19,5 г )5. Установите формулу кристаллогидрата сульфата железа (2), если известно, что массовая доля воды в этой соли составляет 45, 32%. (FeSO4 • 7 H2O)6. Плотность газовой смеси, состоящей из водорода и кислорода, по водороду равна 7. Определите объёмные доли (%) газов в смеси. ( 40% О2 ; 60% Н2 )7. Определите массу алюминия, входящего в состав оксида алюминия массой 153 г. (81 г)
Выводы 1) Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме предпрофильного обучения учащихся основам химии показал, что его суть заключается в ориентации учащихся на углубленное изучение химических процессов и явлений. Рассмотрение алгоритма и методики решения основных расчетных задач, умение применять аналитико - синтетическую деятельность и устанавливать причинно-следственные связи при решении задач по химии является базой профильного обучения в 10-11 классе. 2) Разработана программа элективного курса «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 9-х классов, которая включает в себя пояснительную записку, цели и задача курса, учебно-тематическое планирование, содержание основных понятий, методические рекомендации по проведению занятий, литература для учащихся и учителей. В ходе изучения элективного курса учащиеся обобщают знания о основных типах расчетных задач по химии, выполняют расчеты по химическим формулам, решают задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси, выводят формулы веществ и систематизируют знания о закономерностях протекания химических реакции.
Спасибо за внимание.