Презентация Построение кластера на уроках русского языка в начальной школе
Мастер- класс Бровко Елена ВладимировнаУчитель МБОУ СОШ № 1 «Построение кластера на уроке русского языка»
Задачи: Знакомство участников мастер - класса с технологией «Развитие критического мышления»На основе приёма «Кластер» показать этап урока - Рефлексия.
Цель мастер - класса:Дать учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенной темы и проблем.Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями друг с другом.
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов.»
Критическое мышление, комплекс многих навыков и умений.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа:ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ.
1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». 2.На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» 3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.
На каждой из стадий урока используются свои методические приемы: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.
Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы; Состав слова
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; Состав словаОкончаниеКореньПриставкаСуффикс
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.Состав словаПриставкаСуффиксОкончаниеКорень
Состав словаПриставкаСуффиксОкончаниеКореньИзменяемая часть словаОсновная часть словаСлужит для образования новых слов
Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.
Поставить существительное в начальную формуОпределить родМужской родЖенский родСредний родОкончание-а, -яОкончаниенулевое Окончание-а, -яОканчивается на мягкий знакОкончание-о, -е1 склонение2 склонение1 склонение3 склонение2 склонение
ЧТО?ПРЕДМЕТЛЮДИОДУШЕВЛЁННОЕНЕОДУШЕВЛЁННОЕКТО?ЖИВОТНЫЕНАРИЦАТЕЛЬНОЕИМЯ УЩЕСТВИТЕЛЬНОЕЧИСЛОЕД.ЧМН.ЧРОДЖ.Р.С.Р.М. Р.ОНАМОЯОНОМОЁОНМОЙИЗМЕНЕНИЕПО ПАДЕЖАМСОБСТВЕННОЕС БОЛЬШОЙ БУКВЫВ.п.Т.п.П.п.Д.п.Р.п.И.п.КТО?ЧТО?КОГО?ЧЕГО?КОМУ?ЧЕМУ?КОГО?ЧТО?КЕМ?ЧЕМ?О КОМ?О ЧЁМ?ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫЧУВСТВА
Имя существительноеИмя существительноеКто?Что?ОдушевлённоеНеодушевлённоеИзменяется по падежамЧислоединственноемножественноеРодЖ.рМ.рСр.рсобственноенарицательноеОбозначает предмет
рыбыптицынасекомые6 лапперьячешуяживотныезверишерсть
Вывод: «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:умение ставить вопросы;умение выделить главное;умение делать сравнение;умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
Рефлексия мастер – класса Хочу закончить свой мастер – класс словами Адольфа Дистервега «Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление. Когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходиться сказать, что хотя он кое – что знает, но ничего не умеет». Желаем, чтобы в ваших учениках гармонично сочетались и знания, и умения.