Презентация Использование кластера на уроках биологии
Использование кластера на уроках биологии
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Основные принципы составления кластераКластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
ГрибыРазмножениеПоловоеБесполоеЧастями мицелияСпорамиПочкованиеСтроениеДрожжиМногоклеточныеПлесневые(мукор)ОдноклеточныеПитаниеСимбионтыПаразитыГетеротрофыСапрофитыПлесневые (пеницилл)ШляпочныеПластинчатыеТрубчатые
ЛистПростыеПо числу листовых пластинокСтроениеПарноперистыеЛистовая пластинкаЧерешокПрилистникиПальчатыеСложныеНепарноперистыеТройчатыеВнешнееЖилкованиеФункцииСетчатоеВидоизмененияДуговоеПараллельноеВнутреннееМякоть листа( паренхима)Основание листаКожицаЖилка листа (сосудисто –волокнистый пучок)ФотосинтезДыханиеВегетативное размножениеВидоизмененияВидоизмененияТранспирацияВидоизмененияВидоизмененияВидоизмененияУсики(горох)ВидоизмененияВидоизмененияВидоизмененияЛовчие листья (росянка)Колючки(кактус)ВидоизмененияВидоизмененияВидоизмененияВидоизмененияЗапас веществМясистые листья (алоэ)ВидоизмененияВидоизмененияВидоизмененияВидоизменения
ПитаниеГолозоиГетеротрофыСапрофитыПаразитыАвтотрофыФототрофыХемотрофыПлотоядныеМиксотрофыРастительноядныеВсеядные
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:• вызов,• осмысление,• рефлексия.На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Применение кластера имеет следующие достоинства:он позволяет охватить большой объем информации;вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс;дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:умение ставить вопросы;выделять главное;устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;сравнивать и анализировать;проводить аналогии.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.