«Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся от традиционного статуса ученика и учителя к инновационному статусу педагога-консультанта и ученика-исследователя»


«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с.ВолоконовкаЧернянского района Белгородской области» Осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся от традиционного статуса ученика и учителя к инновационному статусу педагога-консультанта и ученика-исследователя»Учитель: Исаева С.Н. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой)
Учебная исследовательскаядеятельность специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?Таким образом, исследование – бескорыстныйпоиск истины или неизвестного, а проектирование – решение определенной,ясно осознаваемой задачи.Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Умения, необходимые при организации исследовательской деятельности: сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений;развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»;дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности; умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). Умения, необходимые при организации исследовательской деятельностиУмение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). Уровни реализации «исследовательского обучения»Первый: когда взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения;Второй: взрослый ставит проблему, но метод решения ребенок ищет самостоятельно;Третий: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется ребенком самостоятельно.

Этапы проектной деятельности в начальной школе:Первый этап ( 1 класс ) · поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;· развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Формы и способы деятельности:коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Результаты проектной деятельности (1 класс) Второй этап ( 2 класс ) ·  развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;·     поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Формы и способы деятельности:  учебная дискуссия; наблюдения по плану; рассказы детей и учителя; упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем; мини-доклады;  ролевые игры; эксперименты. Результаты проектной деятельности (2 класс)Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования Работаем над проектом «Красная книга Белгородской области»(2 класс)Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.  Третий этап ( 3 – 4 класс )·  дальнейшее накопление представлений о проектной деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.Формы и способы деятельности школьников:·        мини-исследования;·        групповая работа;·        ролевые игры;·        самостоятельная работа;·        коллективное выполнение и защита исследовательских работ ;·        составление энциклопедий;·        наблюдение;·        анкетирование;·        эксперимент и другие. Результаты проектной деятельности (3 класс)Проектный метод обученияУмение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. РезультатУчастие в региональном этапе Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ«Первые шаги в науке»Исследовательская работа«Тайна имени»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров
ppt_xppt_y Спасибо за внимание!Всем творческих успехов!