Презентация по русскому языку на тему Причастие. Повторение и обобщение изученного
Идешь порою в школу все по той же дороге, что и всегда, и, кажется, что каждый камешек на ней знаешь, каждую травинку у обочины, и успеваешь порадоваться: до чего же хорош наш родной край! Многие писатели и поэты в своих произведениях признавались в любви к родине, посвящали ей самые лучшие строки. Для нас с вами малая родина – это Ветлужский район. О нем мы и будем сегодня говорить. А помощником нашим станет причастие. Запишите тему урока: «Причастие. Повторение и обобщение изученного». Какова же цель нашего урока? Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез.М.Ю. Лермонтов Роща над тихим логом,Старый, сосновый бор.За потемневшим стогомТонких осин узор.Родины свет весенний Чуткой душой ловлю.Эту прекрасную землюДо самозабвенья люблю. Н.Наталушко. Морфологические признаки причастия Я, причастие ____________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________. Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид. Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________. Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа. Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________. Ветлуга – крупная и полноводная река, протекающая по территории Нижегородской области . Ветлуга–крупная и полноводная река, которая протекает по территории Нижегородской области. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1. Казанский тракт – дорога, которая шла по северным опушкам дремучих лесов, сохранившихся до сих пор в Ветлужском районе.2. Существует гипотеза происхождения тракта, по которому добирались до Казани..3.Казанский тракт – дорога, которая связывала Макарьевский край с Казанью. Как только приходят теплые дни и начинает просыпаться природа, кто из нас усидит дома? Какой-то внутренний голос зовет нас: «Скорее в лес, в его чару…ую весеннюю сказку». И вот мы в лесу. Та..ий снег в ложбинках. А рядом уже появля…аяся зелень и первоцветы. Скоро распустит нежные колокольчики ландыш и зальет все вокруг дивным ароматом. В мае закукует кукушка, зазвучат волну..ие трели соловья. «Россыпи весны». Э.Н.Сорокина. Много рек и озер в Ветлужском районе. Наука, изучающая происхождение географических объектов, называется топонимикой, а названия рек и озер – гидронимами. Есть и Белое озеро (д.Пегариха) – от белых стволов берез, отраже...ых в зеркальной воде. Пруд Кирпичики (у д. Кривошеиха) – по названию ранее построе...ого на его берегах кирпичного завода. Озеро Черное (д.Валово) – назва...ое по темному илистому дну в нем. -Н- и -НН- в причастиях Пруд Кирпичики (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом всю улицу. Вдруг раздался страшный удар грома, и полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. Сквозь (не)занавешенные окна постоянно видна была молния. "Не" с причастиями Повторение пунктуации при причастном обороте Дальше наш путь лежит к расположенной в центре библиотеке. Вам нужно сделать подписи под фотографиями, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помните, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову. Творческая работа "Наш маршрут" Мы идем по дороге. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ Наш путь лежит мимопамятника. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ Рядом с памятникомрастут березки и липы.Они стоят неподвижно. __________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________ Достигнута ли цель нашего урока?Что нового вы сегодня узнали? На выбор: Написать сочинение-миниатюру «Моя деревня» («Прогулка по зимнему лесу», «Мой любимый уголок природы», можно предложить свою тему), употребив в нем одиночные причастия и причастные обороты. 2.Выполнить упражнение 155 учебника. А в родимом краю и березки другие,И душистей сирень, зеленей тополек.Много мест на земле – только в нашей РоссииМожет каждый по сердцу найти уголок.И куда бы он ни был заброшен судьбой,И каких бы дорог после не было пройдено,Человек будет знать – у него за спинойЕсть всегда крепкий тыл – его малая Родина! Любите свой родной край, изучайте его историю. И как бы вы далеко ни уехали, пусть вам захочется сюда вернуться!