Доклад на тему Системно-деятельностный подход-методологическая основа ФГОС


Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.Б.ШОУ Процесс учения – это процесс деятельности ученика, при котором формирование личности ребенка и продвижение в его развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие «нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». I.Выделяют следующие основополагающие принципы системно-деятельностного подхода:1 Новые знания не даются в готовом виде - дети их открывают сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности; опираясь на имеющиеся и приобретенные знания, они самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.2. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. Учителю необходимо организовать исследовательскую работу так, чтобы обучающиеся сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях, по какому плану, алгоритму и т.п. 3. Система «учитель – ученик» эффективно работает тогда, когда открытие нового знания разворачивается через последовательность четко продуманных учителем учебных задач, вопросов и заданий, которые плавно подведут школьников к проблеме (теме) урока, к цели урока и т.д. 4. На уроке используются различные источники информации: учебник, произведения искусства, высказывания известных людей, статистические данные, видеосюжеты, информационное пространство Интернет и т.д. Организуется сотрудничество разных уровней: учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа (индивидуальная, групповая, парная работа).5. Современная школа формирует у обучающегося умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, быть способным осуществлять рефлексию; 6. Деятельностный подход предусматривает наличие у учащихся познавательного мотива, который необходимо сформировать с помощью определенных действий, заданий; включение содержания образования в контекст жизненного опыта школьника, перенесение содержания на его жизненные задачи, интересы, повседневную жизнь.Системно-деятельностный подход – есть основа концепции развивающего образования. В системе развивающего обучения ученик становится деятелем в процессе обучения, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Требования к cовременному уроку в рамках реализации системно-деятельностного подхода:1.Реализация системно-деятельностного подхода на учебном занятии опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Предпочтение отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя все виды деятельности). Возможные формы представления результатов проектной деятельности:макеты, модели, схемы, план-карты;постеры, презентации;альбомы, буклеты, брошюры;реконструкции событий;эссе, рассказы, стихи, рисунки;созданные документальные фильмы, мультфильмы;выставки, игры, тематические вечера, концерты;сценарии мероприятий; МОЙ КРАЙ



2. Технология системно-деятельностного подхода на уроке включает определенные структурные элементы (урок введения (открытия) нового знания): мотивация к учебной деятельности: данный этап предполагает осознанный переход учащегося к учению, создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность – «хочу»; Возможные приемы мотивации к учебной деятельности:Ассоциативный рядРолевой сюжет Проблемная ситуация Проблемный вопрос Видеосюжет Музыкальный фрагментВопрос-размышлениеБеседа, подводящая к теме «Мозговой штурм»Интересный научный факт 8-3+4=9; 8-3+4=1 ??? Старушка волновалась о маме и дочери ???  - актуализация знаний: на данном этапе организуется подготовка учащихся к самостоятельному выполнению проблемного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения; делается вывод об изученных способах действий, достаточных или недостаточных для построения нового знания. Возможные приемы актуализации знаний:Интеллектуальная разминкаДиалогПроблемная ситуацияИгра (лото…) Эксперимент Проблемный ряд Выдвижение гипотезы выявление места и причины затруднения: на данном этапе организуется выход учащегося на рефлексию пробного действия, т.е. ученик пошагово, вербально проговаривает, где именно и почему возникло затруднение, каких знаний недостает, чтобы решить поставленную задачу; --целеполагание и построение проекта выхода из затруднения: учащиеся определяют цель урока как устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, определяют план учебных действий; - реализация построенного проекта: проблемное объяснение материала / проблемное открытие нового материала; Возможные формы реализации:Работа с литературой - Групповая работаПоисковая работа по группам - Сравнение, сопоставлениеРассказ-эстафета - Составление схем Заочное путешествие - Работа с компьютеромРабота с сигнальными карточками - Комментированное чтениеЭкскурсии - Презентации Мини-проекты - Мини-исследование Эксперименты - Опыты Текст с ошибками - СинквейнИгра «Верите ли вы, что…» - Инсерт Прием Инсерт: V- уже знаете; + новая для вас информация;-- информация противоречит тому, что вы знали; ?? вам что-то непонятно, вы хотите получить дополнительную информацию по материалу. первичное закрепление с комментированием во внешней речи: на данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задачи на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух;Разделю…Умножу…Вычту…Сравню остаток с делителем…Читаю ответ. самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь): используется индивидуальная форма работы, учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, происходит исполнительская рефлексия; важно создать для каждого ученика ситуацию успеха (дифференцировать задания), мотивировать к включению в дальнейшую познавательную деятельность; Возможные формы реализации:«Найди ошибку» Диктант Словарная работаКроссворды Рассказ по опорному конспектуКлассификация Логические цепочки, схемы«Верю, не верю» Игры-викторины -включение нового знания в систему знаний и повторение: мной подбираются задания, выполняя которые, с одной стороны, ученики доводят до автоматизма новые способы действия, с другой стороны, подготавливаются к введению новых норм и способов.Возможные формы:Тест Составление таблиц Задание на соответствие Группировка материалаВзаимопроверка Составление кластера Решение или составление кроссвордаМетод 6 шляпПрием «Куб» Прием «Синектика»ПрезентацияПрием «Куб»: на каждой стороне куба написано задание:- задай об этом вопрос;- проиллюстрируй это примером; - свяжи это с чем-то еще;- объясни, какое это имеет значение; - сравните с др.предметом.- опишите это; -рефлексия учебной деятельности на уроке, итог урока: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Возможные формы: Закончи предложениеЦветотехника Связь с жизнью Свободный микрофон Личное отношение к темеОтветы на вопросы по изученномуЧудо-дерево Оценка успешностиТелеграмма До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь уверенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно.Уильям А. Уорд