Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС основного общего образования.


ГИА был введен в 9-м классе специально для более точной оценки знаний школьников при зачислении их в профильные классы.Например, когда у школьника оценка «4», то непонятно: или он знает чуть выше тройки, или немного не дотянул до пятерки. Все становится понятнее, когда больше градаций отметок, как в ГИА, - от 8 до 33, таким образом, четверке соответствуют оценки от 15 до 21. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС основного общего образованияМуниципальное казённое общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 6 имени Героя России Шерстянникова Андрея НиколаевичаУсть-Кутского муниципального образованияУчитель математики: Агафонова Валентина Евгеньевна2 ноября 2016г Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.Системно - деятельностный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.Основной результат –развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий.Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действие. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.Индивидуальный подход к ученикам.Развитие коммуникативных навыков у учащихся.Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Система дидактических принципов Основные технологии Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения. В процессе урока педагог совместно с детьми формулирует тему урока и они в процессе взаимодействия решают поставленные учебные задачи. В результате такой деятельности формируются новые знания. Благодаря использованию технологии оценивания, у учащихся формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки. В результате применения этой технологии у учащихся развивается мотивация к успеху. Технология продуктивного чтения позволяет учиться понимать прочитанное, извлекать из текста полезную информацию и формировать свою позицию в результате ознакомления с новой информацией. Механизмом реализации системно – деятельностного подхода является такие технологии, как:Информационные и коммуникативные технологии.Технология, основанная на создании учебной ситуации.Технология, основанная на реализации проектной деятельности.Технология, основанная на уровневой дифференциации.Технология деятельностного метода. Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.Осуществляется практический, деятельностный подход.Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. Основные типы уроков по целеполаганию по ФГОС1. Урок «открытия» новых знанийЦели:Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока «открытия» новых знаний Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.3. Выявление места и причины затруднения– 2 -3 мин.4. Построение проекта выхода из затруднения – 5-6 мин.5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.  2. Урок рефлексии Цели:Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Структура урока-рефлексии по ФГОС Мотивационный этап.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.Обобщение выявленных затруднений.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.Включение в систему знаний и умений.Осуществление рефлексии. 3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний) Цели:Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.Содержательная: научить обобщению, развиватьумение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока общеметодологической направленности Самоопределение.Актуализация знаний и фиксирование затруднений.Постановка учебной задачи, целей урока.Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.Реализация выбранного проекта.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.Этап рефлексии деятельности. 4. Урок развивающего контроля Цели:Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля Мотивационный этап.Актуализация знаний и осуществление пробного действия.Фиксирование локальных затруднений.Создание плана по решению проблемы.Реализация на практике выбранного плана.Обобщение видов затруднений.Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.Решение задач творческого уровня.Рефлексия деятельности. Структура уроков с позиции системно-деятельностного подхода состоит в следующем Учитель создаёт проблемную ситуацию;Ученик принимает проблемную ситуацию;Вместе выявляют проблему;Учитель управляет поисковой деятельностью;Ученик осуществляет самостоятельный поиск;Обсуждение результатов. Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС {10A1B5D5-9B99-4C35-A422-299274C87663}№Тип урока по ФГОСВиды уроков1.Урок «открытия» нового знанияЛекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.2.Урок рефлексииСочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.3.Урок общеметодологической направленностиКонкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.4.Урок развивающего контроляПисьменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. Особенности урока в рамках деятельностного подходаЭлементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаФормулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Элементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаОсуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание Учитель оценивает работу на урокеУчащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Критерии результативности урока:Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.Используются различные методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.Учитель обучает детей ставить вопросы и адресовать их.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Критерии результативности урока: 7. Учитель добивается осмысления материала каждым учеником.8. Учитель поощряет и поддерживает минимальные успехи каждого ученика.9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи каждого урока.10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию.11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – учащийся» 1-4 мин. – 60 % информации 5 - 23 мин. – 80 % информации 24 -34 мин. – 50 % информации 35 -45 мин. – 6 % информацииСпособность учащихся к усвоению: Анализ урока на основе системно-деятельносного подхода:Время самостоятельной работы учеников. (Не менее 50%)Время в течении которого говорил учитель. (Не более 10 мин)Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени. (Должны все)Сколько учеников получили оценки. (Должны все)Время, в течение которого ученики двигались. (Не менее 5 минут)Сколько учеников готовы к восприятию нового материала. (Как проверено)Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала. (Как проверено)Соответствует ли объём домашнего задания норме. (Да – Нет) Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: 1. Во-первых, это профессионал, который:демонстрирует универсальные и предметные способы действий; консультирует и корректирует их действия;находит способы включения в работу каждого ученика;создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.2. Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.3. В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью. Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.Китайская мудростьПосредственный учитель излагает.Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд27ВЫВОД. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, гражданской идентичности.Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. 28Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики.Подарите ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса;Ведите ученика от собственного опыта к общественному;Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите;Учите анализировать каждый этап работы;Критикуя, стимулируйте ученика. Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко, Читать, считать, писать учили: «Дает корова молоко». Век 21 - век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!