Проектная деятельность на уроках технологии и информатики


Османова Сабина Казимовна учитель технологии, информатики и изо Усвоение содержания предмета должно позволить учащимся:сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из многих альтернативных подходов с учетом их последствий для природы, общества и самого человека;мыслить системно, комплексно;самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности Задачи учителя заключены в следующем:Раскрыть сущность проектной деятельности учащихся.Разработать собственную методику преподавания раздела «Проект» в школьном курсе.Узнать требования, предъявляемые к проектам учащихся.Изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.Разработать материально-техническое обеспечение проектной деятельности учащихся Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества Творческий проект - это учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которой ими создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной Важной целью проектирования является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития каждого школьника. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических усилий учителя и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);интеллектуальной подготовленности (способность вербализировать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам, выбор темпа выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и д.р.) На каждом этапе проектирование должно соединять: мысль ребенка с действием и действие — с мыслью, культуру гуманитарную — с культурой технической, труд — с творчеством, художественную деятельность — с проектированием и конструированием, технологию - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного мира Задача проектирования : сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных, в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения :планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;выполнения обобщенного алгоритма проектирования;внесение коррективов в ранее принятые решения;конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;оценивания проектов, выполненных другими;понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов;конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;расшифровывания замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившиеся на рынке. Важным требованием при отборе творческих проектов является: Общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся. Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества Основными критериями выбора проектов являются:оригинальность, доступность, надежность;техническое совершенство;эстетические достоинства;безопасность;соответствие общественным потребностям;удобства эксплуатации;технологичность;материалоемкость;стоимость и т. д. Основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный технологический, заключительный Любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки…