Психологическая безопасность образовательной среды
Подготовила педагог-психолог МБОУ «СОШ №16» г.БратскаЧеховская Татьяна АнатольевнаПсихологическая безопасность образовательной среды
Психологическая безопасность – это…Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Социальная безопасность, в структуру которой входит и психологическая безопасность личности, означает эффективное выполнение социальными институтами своих функций, направленных на удовлетворение потребностей, интересов, целей населения страны.
Понятие психологической безопасности не однородноИ.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Г.В. Грачев понимает психологическую безопасность как «состояние защищенности психики от воздействия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентированной основы социального поведения человека и в целом жизнедеятельности в современном обществе, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе».
Только при удовлетворении потребности в безопасности возникает тенденция к развитию личности Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции,порождают сопротивление, которое может быть внутренним или внешним. Внешнее сопротивление: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения». Внутреннее сопротивление: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия. Это сопротивление осложняет систему межличностных взаимоотношений, разрушая личностно каждого из участников процесса. Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации.
Основой внутреннего мира человека являются его неосознанные базисные убеждения относительно сущности внешнего мира, и большинство людей конструируют собственный опыт через призму своих убеждений: а) о доброжелательности окружающего мира; б) о его справедливости и в) о ценности и значимости собственного «Я». Базисные убеждения дают ребёнку чувство защищённости и доверия к миру, а в дальнейшем – ощущение собственной неуязвимости. Насилие в окружающей среде приводит к тому, что базисные убеждения, касающиеся позитивного Я-образа, доброжелательности окружающего мира и справедливых отношений между «Я» и ним, оказываются полностью или частично разрушены. При создании условий психологической безопасности среды актуализируются возможности личности, повышается уровень толерантности к жизненным сложностям, конфликтам.
По данным многих отечественных и зарубежных авторов (И.А.Баева, Г.В. Грачев, Э. Эриксон R.Johnson, M. Lipsey, H.M. Walker, B.J. Wise) психологическая защищенность детей выступает условием обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и формирования в ребенке ориентации на позитивные отношения в социуме (стремление быть как все и со всеми), ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности).
При этом важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально- близкие отношения; состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; реальная безопасность окружающей среды.
По данным Баевой И.А. примерно в половине начальных школ и 75% средних школ зафиксированы инциденты преступления и насилия (школьные антиобщественные отношения, высокий уровень агрессии, отвержение одноклассниками и преподавателями, неспособность регулировать эмоциональное поведение, соблюдать школьные правила). По другим данным 30,1% из опрошенных детей как первоочередную проблему, с которой они сталкиваются в школе, указали унижения или жестокое обращение со стороны учителей, 21,2% указывали на деспотизм и подавление личности педагогами, 33,5% опрошенных детей испытывали жестокое обращение со стороны одноклассников. Поэтому особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.
Взаимодействие с педагогами (учащиеся)
0 – совершенно не согласен1 – скорее не согласен2 – трудно сказать3 – скорее согласен4 – полностью согласен
Психологическая защищенность во взаимодействии с педагогами (учащиеся)Я чувствую себя защищенным от унижения и оскорбления со стороны администрации и педагогов школы. – 2,3 балла ср. арифм.От педагогов школы можно услышать угрозы в свой адрес. – 1,8 б.В школе мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны педагогов. – 1,3 б.
Взаимодействие учащихся школы (учащиеся)
Психологическая защищенность во взаимодействии с учащимисяСреди ребят нашей школы не принято высмеивать друг друга и давать обидные прозвища. – 1,7 б.Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны других ребят. – 1,2Мне кажется, что некоторые ребята школы меня игнорируют. – 1,3
Психологическая защищенность учащихся
Психологическая комфортность (учащиеся)
Психологическая комфортность (учащиеся)В школе у меня преобладает хорошее настроение. – 3,1Если у меня случаются неприятности в школе, я уверен(а), что всё разрешится благополучно. – 2,9В школе я чувствую себя человеком. – 3,5На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта. – 2,4Большую часть времени я хочу проводить со своими друзьями из школы. – 2,6У меня есть взрослый человек в школе, которому я могу доверить свои секреты и встречу понимание и сочувствие. – 1,4
Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся)
Психологическая удовлетворенность образовательной средой (учащиеся)В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий. - 2Наши педагоги всегда окажут помощь и поддержку в трудную минуту. – 2,6В школе я могу свободно высказать свою точку зрения в общении со взрослыми и сверстниками. – 3,2 Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для удовлетворения моих интересов и развития моих способностей. - 2Я думаю, что в школе нас по-настоящему готовят к самостоятельной жизни. – 1,5Наш класс – дружный и сплоченный коллектив. – 2,3
Уровень психологической безопасности (учащиеся)
Психологическая защищенность педагогов (ср. арифм.)Блок 10 12341. Я чувствую себя защищенным от унижения и оскорбления со стороны коллег и администрации. - 2,8 балла130862. Среди учащихся нашей школы не принято высмеивать старших и произносить обидные реплики в их адрес. – 2 балла 245613. От коллег и администрации можно услышать угрозы по отношению к себе.* - 0,31310014. Я чувствую к себе недоброжелательное отношение со стороны некоторых ребят*-1,2485105. В профессиональной деятельности мне приходится подвергаться давлению и принуждению со стороны, как администрации, так и коллег.* - 0,8942116. Мне кажется, что некоторые ребята игнорируют меня.* - 1,16642018,8 баллаУровень высокий
Блок 20 12341. В школе у меня преобладают положительные эмоции и чувства. - 2,4033552. Если я встречаюсь с профессиональными затруднениями на работе, я уверена в их конструктивном разрешении. – 3,1005673. В школе я чувствую себя личностью и профессионалом. – 2,80051124. На уроках и во внеурочное время я редко испытываю чувство дискомфорта. – 3,10001345. Мне доставляет удовольствие процесс общения с коллегами и детьми в формальной и неформальной обстановке. – 3,40001176. Я знаю, что при необходимости встречу понимание и сочувствие со стороны коллег администрации школы. – 3,2001125 18 баллов – высокий уровень Психологическая комфортность (педагоги)
Психологическая удовлетворенность образовательной средой (педагоги)Блок 30 12341. В нашей школе происходит много важных, интересных и радостных событий. – 3,3011792. Для нашего педагогического коллектива характерна взаимопомощь, поддержка, сотрудничество. – 3,20021063. В профессиональном взаимодействии с коллегами я могу свободно высказать свою точку зрения. – 3,11101064. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей, профессионального совершенствования и мастерства. – 3,10121055. Я думаю, что педагогическая активность и инициатива всех сотрудников школы обеспечивает хорошую подготовку учащихся к самостоятельной жизни. – 2,5026546. Наша школа – дружный и сплоченный коллектив. – 3,20039618,4 – высокий уровень
Проявления психологического насилия:публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; требование делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
Применение здоровье сберегающих технологий позволит научить детей и взрослых навыкам саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, что приведет к снижению виктимизации (склонность быть жертвой) участников образовательного пространства.
Следующей компонентой нарушающей безопасность является виктимное мировоззрение участников образовательного пространства. Виктимная личность воспринимает мир как враждебный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, она рассматривает себя как реальную и потенциальную жертву этих опасностей, которые беспрестанно причиняют ущерб, угрожают жизни.Потребность в безопасности доминирует в ситуациях напряженных, побуждая человека все силы мобилизовать на борьбу с угрозой, а вовсе не на обучение и развитие. Потребность в безопасном общении и взаимодействии является жизненно важной и потому не исчезает при нарушении механизмов ее функционирования и реализации, а трансформируется в виде ухода в себя, возникновения внутриличностных конфликтов, аддиктивных компенсаций.Психологическая безопасность, обеспечивающая отсутствие необходимости защищаться, создает условия, способствующие личностному развитию и гармонизации психического здоровья.
Безопасное поведениеБезопасная личность знает о существовании различных источников опасности, но уверена, что в мире есть предпосылки для предупреждения и преодоления опасных ситуаций; рассматривает себя как активного субъекта, способного предотвратить или преодолеть многие опасные ситуации без ущерба для себя и окружающих людей. Безопасная личность уверена, что наряду с внешними предпосылками к безопасности существует внутренняя готовность к тому, чтобы избежать опасности при помощи целенаправленной и успешной деятельности с учетом законов безопасного поведения. При информированности об источнике опасности, способность к сохранению оптимального уровня психологической безопасности личности повышается, происходит адаптация к источнику опасности, вырабатываются формы ответного воздействия. При неопределенности, отсутствии информации, энергетические и психологические затраты организма непомерно велики и соответственно время на восстановление личности увеличивается, адаптация понижается.
При этом воздействие, связанное с нарушением оптимального уровня психологической безопасности личности, вызывает негативные психические состояния (эмоции), направленные либо на активное реагирование, борьбу с источником угрозы (гнев, раздражение, собранность), либо на пассивное, подавление (уныние, вина, робость). Ожидание угрозы, порицания со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение нервной системы и приводят к различным соматическим и функциональным заболеваниям.
Как показатели психологической безопасности образовательной среды выделяют:низкий уровень психологического насилия;преобладание диалогической направленности субъектов общения;позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников;преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды;высокий уровень удовлетворенности школьной средой
Психологическая культура выступает важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной среды, является ее интегральной характеристикойВ генезисе психологической культуры выделяется три основных уровня: психологическая грамотность (некоторый минимум психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие); психологическая компетентность (обеспечивает эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми);зрелая психологическая культура (как механизм личностной саморегуляции, обеспечивающий эффективное, безопасное, гуманное взаимодействие с людьми).
Основополагающие характеристики психологической безопасности образовательной среды:отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;укрепление психического здоровья;предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.
Правильно организованная воспитательная среда дает детям богатые возможности для развития и формирования личности. Это возможности:свободы принятия школьником решения о его вхождении в воспитательную среду;свободы выбора ребенком деятельности (ее содержания и форм) и, что особенно важно, такой деятельности, которая позволила бы ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;построения диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;более интенсивного проживания различных ролей;выбора различных коллективов, общностей и их интенсивной смены;освоения различных сред: культурной, природной, информационной и т.д.
Спасибо за внимание!