Презентация Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС


Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОСТомцева Л.А.. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории . Задача педагогов- использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Сущность деятельностного подхода в обучении предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Учитель перестраивает свою деятельность Ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает:формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника Основной результат развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий(УУД) Формирование УУД, которое строится по формуле: от действия к мысли. Главный принцип деятельностного подхода научить учиться «Филология» Приоритетным является коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. Системно-деятельностный подход Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материаломСпособность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Системно – деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдова.  Дидактические принципы: Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно – деятельностного подхода в преподавании? В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке Направление деятельности учителя при этом включает в себя: применение разнообразного дидактического материала;изменение характера педагогического общения; активизацию способов учебной работы; педагогическую гибкость и тактичность. Популярная педагогическая технология метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. Итог урока-этап рефлексии Различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, блоге; свободное высказывание; цветовой индекс; смайлики и т.д. Итог урока-этап рефлексии Сегодня я узнал…..Было интересно ….Было трудно…..Я понял, что…Я почувствовал, что…Я приобрел…Я научился… У меня получилось …Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…Оценки за работу Основные технологии: Информационные и коммуникативные Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Технология системно-деятельностного подхода Этапы урока Организующая роль учителя 1 Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3 Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4 Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Технология системно-деятельностного подхода 5 Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8 Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9 Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. Позиция учителя-профессионала: демонстрирует культурные образцы действий;инициирует пробные действия детей;консультирует, корректирует действия;ищет способы включить в работу каждого. Позиция педагогической поддержки Оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать. Великая цель образования - это не знания, а действия”.                               (Спенсер Герберт)