Презентация по теме самообразования Системно — деятельностный подход в начальной школе
Системно- деятельностный подход как основа ФГОС(методический продукт)
Выполнила учитель начальных классов МБОУ «Листвянская СШ» Сахарова И.В. Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг. Системно-деятельностный подход “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Китайская мудрость. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Основные задачи образования Не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде,развивать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. По новым стандартам главное - не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. В основе стандарта лежит деятельностный подход в обучении. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. C 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Правовая база Системно – деятельностный подход в обучении: Проектная деятельность.Деловые игры.Коллективные творческие дела.Самоуправление. Проектная деятельность это – один из путей формирования: готовности к целеполаганию;готовности к оценке;готовности к действию;готовности к рефлексии;готовность к самовоспитанию и самообразованию. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне ее. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении.
Самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний.Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД.Управление своей деятельностью, самостоятельность.Речевая деятельность, навыки сотрудничества.Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д. Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Структура урока с позиции системно - деятельностного подхода - учитель создает проблемную ситуацию;- ученик принимает проблемную ситуацию;- вместе выявляют проблему; - учитель управляет поисковой деятельностью;- ученик осуществляет самостоятельный поиск;- обсуждение результатов. Теория и практика Главный стимул любой деятельности, организуемой учителем - ее результативность. Главной структурной единицей коллективного творческого дела является класс как первичный коллектив. Вывод Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности;Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Проблема: снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю. Факторы. Это обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. Начальная школа и основная школа кардинально отличаются друг от друга тем, что устроены по-разному. В начальной школе один учитель, который отвечает за результат работы четырех лет. Кризис основной школы связан с несколькими причинами. Одна из главных — трудный возраст, взросление, гормональная перестройка. Вторая: на смену одному главному учителю, отвечающему за «целое», приходит множество предметников. Третья – усложнение учебного материала.На это накладываются достаточно резкие перемены в жизни школьников - повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, новые отношения с учителями-предметниками, со сверстниками. «Портрет выпускника начальной школы»:любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? Спасибо за внимание! Литература:1. Асмолов А. Г. Системно - деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С.18-22.2.Зайцев В.Н. Практическая дидактика Москва, 2000.3.Муравьева Е.Г. Проектирование технологий обучения. Иваново 2001.3. Осин А. К., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» - Системно-деятельностный подход в воспитании.2002. 4.Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.5.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002. Интернет ресурсы:nsportal.ru›Начальная школа›Разное›kollektivnye-tvorcheskie… festival.1september.ru UchMet.ru›Библиотека›material/145058 BiblioFond.ru›Статья При создании презентации использовались материалы сайтов и веб-страниц: http://chu-sch1.ucoz.ru/3/7.jpg http://chu-sch1.ucoz.ru/pic/image4188654.jpg http://www.shkola-48.ru/data/objects/140/images/uchenik.jpeg http://www.edu.cap.ru/home/4671/image/bab_ners/67284108.png http://nmc-kemerovo.ucoz.ru/Gerasimova/FGOS.jpg http://900igr.net/datai/mkhk/ZHivopis-Rossii-19-veka/0029-054-Domashnee-zadanie-Podgotovit-proekty-po-odnoj-iz-tem-Tretjakovskaja.jpg http://timix.nios.ru/sites/default/files/field/image/20718_m.jpg http://gulyai.ru/uploads/posts/2009-08/1249620050_pic_id464379.jpeg http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cffeb2170a1a3b4558facaaa31208e34-74-144&n=21 http://www.sainte-aldegonde.com/cache/fichs_declinaison/354288_2.jpg