Презентация на тему: Психолого-педагогические рекомендации учителям для повышения мотивации детей при изучении английского языка
ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет (филиал в городе Ишиме Психологическо- педагогические рекомендации учителям по повышению мотивации школьников в изучении иностранного языкаВыполнила: Чижова Юлия, студентка 3 курса 222 группы, профиль образование в области иностранного языкаИшим, 2015
Понятие мотивации Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и главных проблем современной школы. Важность этой проблемы связана с изучением источников активностиребенка, побудительных сил его деятельности, поведения. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Это побуждение к какому-либо действию. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация мечты хорошо учиться. Дабы у ребёнка возникла стойкая и упертая внутренняя мотивация "хочу учиться на отлично", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь! Я сделаю это!"
Проблема мотивации в обучении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. В современной системе образования статус иностранного языка повышается. Образовательная и самообразовательная функции иностранного языка, его значимость в школе, вузе, на рынке труда, способствует усилению мотивации к изучению иностранных языков. Возникла необходимость разработки и введения в школьную практику формы педагогического сопровождения учеников, испытывающих трудности в изучении иностранного языка.
Среди положительно зарекомендовавших себя педагогических мер по повышению мотивации к изучению иностранных языков можно назвать следующие: 1. Разнообразие заданий (однотипные задания снижают мотивацию и подавляют инициативу ученика); 2. Возможность каждому ученику высказаться, не ограничивая высказывание по времени (часто ученик вынужден слушать монолог учителя, а на его ответ отводится слишком мало времени); 3. Совершенствование системы оценок (она должна быть более гибкой); 4. Учет интересов каждого ученика; 5. Создание доброжелательной атмосферы на уроке (нужно формировать адекватное отношение к своим и чужим ошибкам); 6. Поощрение ученика даже за самый маленький успех; развитие уверенности в своих силах, независимости от чужого мнения;
Для повышения мотивации школьников можно использовать метод упражнений Составление кроссвордаСоставление истории по картинке
Игровой метод Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Примеры игр1. Игра «Найди слова». Дается сетка клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты , например, слова по теме «Еда». Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке и перевести.Инструкция:Слова могут быть записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Слова все связаны с темой «Еда».Ученики должны искать следующие слова, отмечать их на сетке и писать перевод в стороне так, чтобы Вы поняли их значения.2. Игра по аудированию. Учитель читает текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание – выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.
3.Игра «Кто лучше знает цифры». Представители от каждой команды выходят к доске, на которой написаны цифры( не по порядку), ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.4. Загадки о животных Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)3. It is very big and grey. (an elephant)4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.5.Игра «Веселые художники». Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела: Draw a head, please.Draw a body, please.Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает пять баллов.
6.Игра на времена года. Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например: It is cold. It is white. I ski. I skate. I throwsnowballs. Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.7. Игра «ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ»Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.8. Игра «Communication». Для учеников очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication».В этой игре необходимо помочь своему другу . Ваш друг попал в незнакомый город и ему надо добраться до кинотеатра , используя карту местности, нужно объяснить, как он может добраться до нужного места.
С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками игры используются на уроках для решения следующих задач:Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Формировать у учащихся определенные навыки.Развивать у учащихся определенные речевые умения. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина. Развивать необходимые способности и психологические функции.Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам. Расширить словарный запас школьников. - рифмовки; - сопровождение слов мимикой или жестами; Снять напряжение.
Метод вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения Учащимся предлагается пословица, по которой необходимо составить историю так, чтобы концом истории являлась сама пословица. Можно использовать жизненные ситуации или придумать историю.
Метод использования на уроках аудиовизуальных средств Использование нескольких средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса. Использование нескольких средств наглядности в комплексе, если имеющиеся таблицы, схемы, рисунки устарели или не отвечают замыслу учителя, то презентация - современное решение вопроса.
Метод проведения внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка Необходимо вовлекать детей в постановки спектаклей, сценок на иностранном языке и т.д.
Метод развития творческих способностейВажно развивать творческие способности учащихся и самым продуктивным способом является использование поэзии. Можно предложить ученикам сделать художественный перевод или написать свое стихотворение.
Музыкальный методМузыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые улетучиваются из головы по окончанию урока, песни могут жить долго и стать частью чьей-либо культуры.
Использование песен способствуют:совершенствованию навыков произношения позволяет достичь точности в артикуляции, ритмике и интонацииуглубляет знания по английскому языку обогащает словарный запас развивает навыки и умения чтения и аудирования стимулирует монологическое и диалогическое высказывание развивает как подготовленную, так и спонтанную речь.
Различные варианты проведения урока по иностранному языку1.Урок – праздник2.Урок- интервью3.Урок – спектакль4.Урок- эссе
Спасибо за внимание!