Современные технологии в реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аргуновская основная школа № 11»Современные технологии в реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки. Подготовила учитель музыки и географии Щекина Александра Николаевна.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Выделяют несколько приоритетных образовательных технологий: традиционная; игровая; тестовая;проектная;технология системно-деятельностного подхода,;ИКТ - технология. “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.Китайская мудрость.Цель работы: Реализация системно - деятельностного подхода на уроках музыки.Задачи:1.Раскрыть суть системно-деятельностного подхода.2.Выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода. воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;переход к стратегии социального проектирования и конструирования;ориентацию на результаты образования; признание решающей роли содержания образования;учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Системно - деятельностный подход предполагает: 1.Принцип деятельности – ученик добывает знания сам.2.Принцип непрерывности –преемственность с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3. Принцип целостности –обобщенное системное представление о мире (практическая направленность и связь с другими науками).4. Принцип минимакса – дифференциация, где минимум (государственный стандарт знаний) .5. Принцип психологической комфортности –снятие всех стрессообразующих факторов, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Система дидактических принципов: Типология уроков:уроки «открытия» нового знания.уроки отработки умений и рефлексии.уроки построения системы новых знаний (общеметодологической направленности).уроки развивающего контроля.уроки – исследования (урок – творчества). 1. Мотивация к учебной деятельности;2. Актуализация и пробное учебное действие с предварительной демонстрацией;3. Выявление места и причины затруднения;4. Построение проекта выхода из затруднения;5. Реализация построенного проекта;6. Первичное закрепление учебного действия с озвучиванием хода учебного действия;7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;8. Включение в систему знаний и повторение;9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.Этапы построения урока при системно - деятельностном подходе: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся.4. Учитель владеет технологией диалога.5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать творчески.6. Самоконтроль и самооценка обучающихся.Критерии результативности урока: 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 1.«Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке. Творческие задания - «Музыкальная разминка» «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы . Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. «Путешествие в мир звуков». «Цветная гамма». После прослушивания музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки. «В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.Творческий марафон. 2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.Творческий марафон. Творческое заданиеНаписать сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности - для учащихся 7 класса. 1. Разукрась, нарисуй 1-2 классы.2. Разыграй песню и музыкальное произведение 1-2 классы.3. Составить и решить кроссворд по пройденному материалу 3-8 классы.4. Составление и решение тестовых задач 3-8 классы.5. Найти крылатые выражения о композиторе 4-8 классы.6. Нарисовать свои впечатления по прослушанному произведению для учащихся 1-8 классов.7. Угадай - ки.8. Установить зависимость между эмоциями и музыкой для учащихся 5-8 классов.9. Сочинить музыкальную сказку -  для учащихся 5 классов.10. Игра «Убеди несознательного» – для учащихся 8 класса.11. Сочини либретто к… 5 классы.12. Изготовь программку к опере, балету, мюзиклу 5 классы.13. Музыкальная разминка 5-8 классы.14. Проектная деятельность.15. Составление презентаций 7-8 классы.16. Написать сочинение по прослушанному произведению с использованием средств музыкальной выразительности - для учащихся 7 классов .17. Написать сочинение по теме «А напоследок я скажу…» - для учащихся 8 классов.Творческие задания: ВыводРеализация системно - деятельностного подхода в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.3. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/4. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/Использованные источники: Спасибо за внимание!