Реализация системно-деятельностного подхода в части формирования УУД на уроках ИСТОРИИ


Реализация системно-деятельностного подхода в части формирования УУД на уроках ИСТОРИИ  Савенков П.В.  Сургут 2016 Вооружить обучающихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление “Великая цель образования - это не знания, а действия”Герберт Спенсер Развитие познавательного интереса и активизации мышления Основная задача современного образования создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности через активизацию внутренних резервов ЦСДП академия ПК и ППРО «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» Действие учителя Действие ученика 1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. 1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. 2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. 2 этап: применяет полученные полученных знания и навыки, общеучебные умения в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. 3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений. 3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, проводит контроль правильности выполнения своих действий. 4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. 4 этап: применяет, полученных знания и навыки, общеучебные умения на практике 5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. 5 этап: самостоятельно подводит итоги урока, проводит самоанализ и самооценку. 4 группы уроков урок открытия нового знания;урок рефлексии;урок развивающего контроля;урок построения системы знаний. основные цели урока Группы уроков Деятельностная цель Образовательная цель Урок «открытия» нового знания Формирование способности учащихся к новому способу действия Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов Урок рефлексии Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.) Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Этапы урока ОНЗ 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Формирование УУД в ТДМ Этап Время Цель этапа Характеристика этапа Перечень УУД, формирующихся на данном этапе 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 1-2 минуты Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); устанавливаются тематические рамки («могу»).  самоопределение (Л);− смыслообразование (Л);− целеполагание (П);− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).  Технологическая карта урокаТипы климатов России Технология проведения Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Формируемые УУД 1. Мотивация к учебной деятельностиЦели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. Объясняют смысл высказывания, делают вывод о необходимости открытия нового знания самостоятельно         Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку.Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что мы будем делать сегодня на уроке? ( Ответ: открывать новое знание). Кто-то за нас это будет делать или будем открывать сами? (Ответ: сами).Прочитайте высказывание:“Великая цель образования - это не знания, а действия”Герберт Спенсер Перекликаются ли эти слова с нашим уроком? Что для вас самое главное? ( Ответ: успешно решать поставленные передо мной задачи; делать самому)В 8 классе мы начали изучать тему . Что мы уже знаем, умеем делать?Сегодня мы продолжаем работать по теме. И сегодня узнаем что-то новое.Нам сегодня предстоит открытие, так пожелаем друг другу успехов!Запишите в тетрадях число, классная работа. Скажите мне, пожалуйста, можно ли совершить открытие, не обладая багажом знаний? (Нет) Каждое открытие опирается на имеющиеся знания.Давайте вспомним, что уже вам известно, и что пригодится для открытия нового знания. 1.Самоопределение (Л)2. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).3. Смыслообразование (Р)  Преимущества системно-деятельностного подхода в преподавании истории Изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познаниюСокращается время, необходимое для изучения материалаРазвивается мотивационно-ценностная сфера личностиФормируется осознанная познавательная мотивация Реализуются развивающие цели урока УУД Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках истории создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач, т.е. позволяет формировать УУД. Спасибо всем за внимание!