Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в рамках перехода на ФГОС 
Стратегии смыслового чтенияна уроках русского языка и литературы  Учитель русского языка и литературыШафагутдинова Наталья Юрьевна
Различиятрадиционной                           инновационной методики работы с текстом
Этапы работы с текстом1этапРабота с текстом до чтенияЦель: развитие читательского антипации(умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации)-постановка задач чтения-актуализация опыта-создание мотивации
Мозговой штурм                                    1.Тема- ассоциации 2.чтение текста3Сопоставление  того, что знали, с тем, что прочиталиЧТО НОВОГО?3.ОСК 5 класс. Тема6 Русские народные сказки.Жанры                                                  сказка
Прогнозирование Рассмотрите иллюстрации к произведению. Как вы думаете, о чём будет текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:-какими были ваши ожидания?-какие вопросы до чтения у вас возникли?-на что обратили внимание перед чтением и почему?
Глоссарий  (ключевые слова)Цель: актуализация словаря. Связанного с темой информационный текстСписок слов. Задание :1.отметьте те, которые могут быть связаны с текстом 2.Вернитесь к словам, посмотрите на значение и употребление слов , использованных в тексте 
6 класс Тема: Древнерусская литература  1)Устное народное творчество,Письменная литература,10 век, 19 век, 11-17 века, христианство,А.С.Пушкин, коллективное творчество, герои:исторические лица, вымышленные персонажи.2) Работая в парах, составьте вопросы к теме, занесите в таблицу.(после чтения: получены ли ответы ?) 
Русский языкИзложения 5 классориентиры предвосхищенияЦель: актуализация опытаОтметьте, согласны ли вы с утверждениемОлимпийские игры{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}До чтениясужденияПосле чтенияРодина Олимпийских игр-Греция Игры проводились  один раз в четыре годаИгры  были запрещены, как несовместимые с христианствомПервые игры проходили  до н.э
просмотровое чтение1)чтение заголовка ( о чём?)2)просмотр начала каждого абзаца и последнего предложения в тексте3)сделайте предположение, о чём текст?
Тестовая деятельностьЦель: понимание текста и создание его читательской интерпретации1)Чтение в кружок2)чтение про себя с вопросами3)Чтение про себя с остановками (слаб)4)Чтение про себя с пометкамиУстановка : диалог с авторомКомментированное чтениеСловарная работа
Диалог с автором-находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы-задавать свои вопросы-обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста-проверять ,совпадают ли они с замыслом автораВключать воображение         Чем это можно объяснить?          Что из этого следует?           что сейчас случится?            Почему именно так…?                     Для чего…?
Чтение вслухцель: проверка понимания читаемого текстаЧтение по очереди по абзацам (текст только у читающего)2) слущающие задают вопросы, чтобы проверить, понимает ли текст читающий    все читают попеременно
Чтение про себя с вопросамицель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы 1)Читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы , другой отвечает2)читаем третий абзац, меняемся ролями И т.д.
Чтение с остановками1)работа с названием- предположения , ассоциации2)читаем смысловые части и отвечаем на вопросы
Тёплый хлебК.Паустовский 1) чтение 1 абзаца .Как вы думаете ,как будет жить раненый конь в деревне? Как  к нему будут относиться взрослые, дети? Где он будет жить?2) Почему и как людям дают прозвища7Каким вы представляете себе Фильку ? Можно ли делать вывод о человеке по внешности?             да                                                            нет         почему?3) Что произойдёт дальше? как поступит Филька?4)Работа с ключевыми словами пейзажа5) Что  чувствует Филька , услышав рассказ бабки?Что он сделает ? почему?
Чтение  про себя с пометамиПонял  +Не понял –Надо обсудить ?Согласен +Не согласен –Требуется обсуждение !!  таблица, работа в парах, групповое обсуждение
Послетекстовая деятельностьЦель:  корректировка читательской  интерпретации авторским смысломПостановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замыслаРассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения)Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?Выполнение творческих заданий
Узелки на памятьсоставление схем опор по произведению, по биографической справке Название__________________Автор________________________Герои произведения___________Время и место действия____________Сюжет:Начало событий_____________________Поворотный пункт событий_______________Проблема_________________ ____________Решение проблемы__________________________
Сказание о Белгородском киселеГерои рассказа: печенеги, горожане, старецВремя и место действия: 997,10 век, Русь, Белгород Прроблема: во время осады города жители решили  сдаться врагуГлавное событие: следуют совету старца , печенеги поверили в непобедимость городаГлавная  мысль :  выход есть из любой ситуации, нужно искать выход всегда, нельзя отчаиваться  . 
Черты характераИнтерпретация текстаОтметьте черты характера, которые присущи герою. Подтвердите  своё мнение  эпизодом из книгиУмныйСильныйЗаботливыйСерьёзныйУпрямыйУгрюмыйНе вызывает доверияПослушныйЖадный 
РАФТРоль________________Адресат______________Форма________________Текст__________________«Кавказский пленник»-5 классДина-Жилин-письмо--------------«Уроки французского»Я—Лидия Михайловна---письмо,телеграмма….Пересказ событий от лица разных героев.
Проверочный лист 1)учитель сам составляет2) учитель+ дети«Краткий пересказ»1.Названа основная мысль текста                                       да-нет2.Названы главные мысли текста и основные детали ( ключевые слова)                                                                                      да-нет3.Присутствует логико- смысловая  структура текста ( части правильно следуют друг за другом)                                      да- нет4.Имеются необходимые средства связи , объединяющие главные мысли текста  (  абзацы связаны между собой)    да-нет5)Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора                                                     да-нет