Презентация Обучение стратегиям чтения в 5-7 классах
Обучение стратегиям чтения в 5-7 классах:Как реализовать ФГОС
Обучение разным аспектам чтения является общемировой проблемой, решение которой начинается с обучения чтению в школе. Внимание к чтению зафиксировано в ФГОС, где оно рассматривается и как чтение литературных произведений, и как работа с информацией, и как общеучебное умение
Стратегия предтекстовой деятельности Стратегия предтекстовый деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя.Если раньше , согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче обучающемуся читать текст и выше достигаемый им результат.
Стратегия предтекстовой деятельности«Мозговой штурм»«Глоссарий»«Ориентиры предвосхищения»
Мозговой штурмЦелью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.-Ты заблудился в лесу. Как нужно себя правильно вести.-Подавить панику.-Попробовать определить стороны света.-Идти, делая пометки.-Беречь силы.-Найти еду.
ГлоссарийЦель стратегии – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.Мы будем читать рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро».Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом:Таежные законы Азарт ВарнакЗатеси Резиновые сапоги КамердинерЛесные звуки Однообразные дни ИзбушкаСтранные звуки Бригада Инстинк тивно Кедровка Драгоценные припасы Белая рыба
Ориентиры предвосхищенияЦелью этой стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта , имеющих отношение к теме текста.До чтения текстаСужденияПосле чтения текста
Стратегии работы с объемными текстамиПризваны расширить набор приемов , которые учителя применяют в работе с целым литературным произведением. Названные стратегии используются до чтения, во время чтения и после прочтения книги.1.«Алфавит за «круглым столом»2.Соревнуемся с писателями.3.Список тем книги.4. Доклад 5. Синквейн 6. Черты характера
«Алфавит за «круглым столом»Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и природы. Для обсуждения нам необходимо использовать читательский опыт обучающихся .На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой взаимоотношения человека и природы, человека и животных.Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения. Время работы - 5 минут.
Соревнуемся с писателями.Цель данной стратегии – мотивировать обучающегося на прочтение книги.Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации.
ЦитатыЦель этой стратегии – привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей.Кто это сказал? Соедини имя героя и цитату из книги.
Черты характераЦель стратегии- обучение интерпретации текста.Отметьте черты характера, которыми обладает герой рассказа. Подтвердите свое мнение эпизодом из произведения.Смелый Любит и понимает животныхСмекалистый НастойчивыйТерпеливый ПослушныйЗнает лес Уверенный в себеЖадный НаходчивыйЗавистливый СерьёзныйЩедрый Сильный (физически и психологически)Заботливый
ВыводТакого рода рациональные способы обучения чтению помогают формированию уровня читательской компетентности. Если на начальных этапах приобретения навыков эффективного чтения рефлексия в отношении совершаемых процедур требует специальных интеллектуальных усилий, то в дальнейшем их использование переходит на уровень автоматизма. Соответственно, можно говорить о технологии чтения. Имеется в виду освоенная последовательность, алгоритм операций, совершаемых в процессе работы с текстом:– осмысление цели чтения в определенной ситуации;– поиск и отбор нужного материала;– первоначальное ознакомление с ним;– установление последовательности чтения;– прочтение текста с выделением его ключевых содержательных позиций.Овладение несколькими технологиями такого рода позволяет комбинировать их в зависимости от цели чтения, характера письменных источников и их содержания.