Презентация на тему: «Реализация системно — деятельностного подхода в обучении»


Реализация системно - деятельностного подхода в обучении Учитель МБОУ «Верхососенская СОШ»Соляникова Л.М. «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»  Александр Пятигорский В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Система дидактических принципов. 1) Принцип деятельности 2) Принцип непрерывности  3) Принцип целостности  4) Принцип минимакса  5) Принцип психологической комфортности  6) Принцип вариативности  7) Принцип творчества  Деятельностный   подход на  уроках осуществляется через:    Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях; Использование активных и интерактивных методик; Участие в проектной деятельности, владение приёмами  исследовательской деятельности. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность Учащиеся: - работают с источниками  информации критически осмысляют актуальную социальную информацию - решают познавательные и практические задачи - анализируют современные общественные явления и события осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению выполняют творческие работы и исследовательские проекты Этапы урока, осуществляющие системно-деятельностный подход самоопределение  к учебной деятельности и актуализация знанийпостановка учебной задачи и открытие нового знания включение нового знания в систему  и повторение обобщение полученных знаний и рефлексия учебной деятельности Использование системно-деятельностного подхода ориентировано: прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей  учащихся:  - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - готовность к  самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - коммуникативная компетентность.   Структура     урока     в     технологии     системно деятельностного подхода 1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты;• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в написании.. познакомимся с новым, напишем самостоятельную работу, повторим пройденное а прошлом уроке» IIАктуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации.• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);• создание проблемной ситуации;• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.• 4-5 мин;Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.• 7-8 мин;• Способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.• организация самостоятельной исследовательской деятельности;• выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых правил. V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.• 4-5 минут;• Способы: фронтальная работа, работа в парах;• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.    VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.• 4-5 минут;• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);• Выполняется письменно;• Методы: самоконтроль, самооценка.При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. • 7-8 минут;• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый новое понятие;• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.• 2-3 минуты;• Вопросы:• Какую задачу ставили?• Удалось решить поставленную задачу?• Каким способом?• Какие получили результаты?• Что нужно сделать ещё?• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    скомментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. Основные результаты обучения и воспитания. Личностное развитие Социальное развитие Познавательное развитие Коммуникативное развитие Для успешной реализации системно-деятельностного подхода необходимо: Разработать карту самонаблюдения на уроке с точки зрения системно-деятельностного подхода, Разработать памятку для учителя, как организовать современный урок с точки зрения системно- деятельностного подхода Систематизировать полученные знания о системно- деятельностном подходе, проанализировать свою педагогическую деятельность и обсудить на педсовете . Японская пословица Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» Успехов в новом учебном году!