Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно — деятельностного подхода 
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫУЧИТЕЛЬ СОЛОД Н. П.Методические рекомендации
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.                                   				   Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю,Я делаю – я усваиваю.Китайская мудрость. 
Именно  на  уроках  русского  языка  и  литературы  происходит формирование  таких  базовых  компетенций,  как   общекультурной, информационной,  коммуникативной.  Отсюда  вытекает  актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы.  Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Основные характеристики СДП:• Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.• Процесс обучения – всегда творческий.• Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно- познавательную  деятельность  группы  учащихся  под руководством учителя.
Технология  системно-деятельностного  подхода  является  механизмом качественного  достижения  новых  результатов  образования  и  включает  в себя:* Мотивацию к учебной деятельности;* Актуализацию знаний;*Проблемное объяснение нового знания;* Первичное закрепление во внешней речи;* Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);*Включение нового знания в систему знаний и повторение;* Рефлексия.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности.МЕНЯ УЧАТЯ УЧУСЬ
При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
Обязательный элемент на уроке – обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме, опора на знания, полученные на других предметах или при изучении других тем.
Какие методы и приемы использую на своих уроках?
В начале урока дети знакомятся с темой,  записанной на доске;  урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме;  выясняется,  соответствует  ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;Тема  урока  не  сообщается;  дети  в  конце  урока  получают  задание сформулировать его тему;Называю содержание заданий,  которые нужно выполнить на уроке;  в конце урока обсуждается их результат.
Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу -  решение  задач и заданий практического характера,  разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др.   Из этого следует… «Сегодня   у нас не будет урока,   у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать  вопросы… Учимся   подвергать  сомнению  любую  высказанную идею.  Ищем  ошибки   в  сказанном…   Делимся  на  критиков  и изобретателей….».
Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
При повторении изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. На данном этапе не я ставлю цель, а дети (это позволяет устранить возникшие затруднения).
В основе урока – работа с текстом. На этапе актуализции знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.  
Задание классу:Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту:Прочитайте выразительно стихотворениеОзаглавьте текстОпределите тему и идеюУкажите и объясните изученные орфограммы(Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)Назовите слова, которые отвечают на вопрос как?    (При изучении темы «Наречие»)
Далее – исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).
Затем– обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы еще не знаем?:     Проговаривание цели в виде вопроса,     на который стоит ответить     (Что такое наречие?)Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.
Когда проблема четко сформирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа  учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий, выполнение ряда заданий по изученному материалу.
Предлагается лингвистический эксперимент – прочитайте текст, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль играют наречия?Такие упражнения развивают речь, умение делать выводы;Используется фразеологическая разминка – заменить фразеологизмы наречиями, составить предложения.
Работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия. Записали, поменялись тетрадями – взаимопроверка.Творческий диктант – ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику.Синтаксическая пятиминутка – разобрать предложения с указанием частей речи, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику предложений.
ВЫВОДВсе эти виды работ опираются на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее.
При подведении итогов уместно ставить такие вопросы:Что было для меня самым полезным на уроке?Что было для меня самым интересным?Что было для меня трудным?Чему я научился на уроке?Так как же мы решили проблему? 
Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивиуальную и групповую работу.
С малой удачи начинается большой успех!