Современные образовательные технологии как реализация основных идей системно — деятельностного подхода
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫУЧИТЕЛЬ СОЛОД Н. П.Методические рекомендации
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю,Я делаю – я усваиваю.Китайская мудрость.
Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Основные характеристики СДП:• Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.• Процесс обучения – всегда творческий.• Обучение деятельности на первом этапе предполагает совместную учебно- познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.
Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:* Мотивацию к учебной деятельности;* Актуализацию знаний;*Проблемное объяснение нового знания;* Первичное закрепление во внешней речи;* Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);*Включение нового знания в систему знаний и повторение;* Рефлексия.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной познавательной деятельности.МЕНЯ УЧАТЯ УЧУСЬ
При СДП учитель – это организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».
Обязательный элемент на уроке – обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме, опора на знания, полученные на других предметах или при изучении других тем.
Какие методы и приемы использую на своих уроках?
В начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;Тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;Называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Из этого следует… «Сегодня у нас не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков и изобретателей….».
Задача не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое.
При повторении изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявляю затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика. На данном этапе не я ставлю цель, а дети (это позволяет устранить возникшие затруднения).
В основе урока – работа с текстом. На этапе актуализции знаний часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением.
Задание классу:Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту:Прочитайте выразительно стихотворениеОзаглавьте текстОпределите тему и идеюУкажите и объясните изученные орфограммы(Работа с данными текстами позволяет плавно перейти к теме урока)Назовите слова, которые отвечают на вопрос как? (При изучении темы «Наречие»)
Далее – исследовательское задание (распределите слова на группы, объединив их по общим признакам).
Затем– обсуждение затруднений. Почему они возникли? Что мы еще не знаем?: Проговаривание цели в виде вопроса, на который стоит ответить (Что такое наречие?)Подобное задание позволяет ученикам проявить самостоятельность мышления, высказать свою точку зрения.
Когда проблема четко сформирована, приступаем к ее реализации через коммуникацию. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Учитель направляет через выдвижение версий, выполнение ряда заданий по изученному материалу.
Предлагается лингвистический эксперимент – прочитайте текст, мысленно опустив наречия. Как изменился текст? Какую роль играют наречия?Такие упражнения развивают речь, умение делать выводы;Используется фразеологическая разминка – заменить фразеологизмы наречиями, составить предложения.
Работа в группах, парах - каждая группа составляет как можно больше пословиц, в которых встречаются наречия. Записали, поменялись тетрадями – взаимопроверка.Творческий диктант – ученики сами формулируют правило, а потом проверяют себя по учебнику.Синтаксическая пятиминутка – разобрать предложения с указанием частей речи, подчеркнуть члены предложения, дать характеристику предложений.
ВЫВОДВсе эти виды работ опираются на личный опыт учащихся, знания, полученные ими ранее.
При подведении итогов уместно ставить такие вопросы:Что было для меня самым полезным на уроке?Что было для меня самым интересным?Что было для меня трудным?Чему я научился на уроке?Так как же мы решили проблему?
Нам всем следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую и исследовательскую деятельность, предполагать индивиуальную и групповую работу.
С малой удачи начинается большой успех!