Выступление на педсовете по теме Деятельностный подход в обучении младших школьников в свете реализации ФГОС в начальной школе


Деятельностный подход в обучении младших школьников в свете реализации ФГОС в начальной школе Овсянникова Л.Л.,учитель начальных классов МБОУ “СОШ п. Васильково” “Великая цель образования - это не знания, а действия”. (Герберт Спенсер) Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Неотъемлемую часть ядра нового Стандарта составляют УУД – универсальные учебные действия. УУД – в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД – в более узком (собственно психологическом) значении совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Сегодня УУД придается огромное значение. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В связи с внедрением ФГОС начального общего образования кабинеты начальных классов были оснащены новым учебным оборудованием – мини – лабораториями. Школьные переносные лаборатории можно отнести к одному из важных элементов формирования УУД. Школьные переносные лаборатории "в чемоданах" немецкой фирмы Cornelsen Experimenta – это комплекты оборудования в компактной упаковке для организации естественно-научного практикума и демонстрационного эксперимента в начальной школе. Можно переносить их из кабинета в кабинет, с этажа на этаж. Благодаря школьным переносным лабораториям - ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов - учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы В начальной школе представлены следующие школьные переносные лаборатории:“Звук и тон”“Постоянные магниты”“Весовые измерения” “Наблюдение за погодой”“Фильтрация воды” Звук и тон Комплект лабораторного оборудованияпозволяет познакомить учащихся с физическими основами акустики,провести эксперименты по изучению характеристик звука, выявить влияние особенностей конструкции музыкальных инструментов на их звучание. Звук и тон Постоянные магниты Комплект лабораторного оборудованияпредоставляет учащимся возможность познакомиться с основами магнетизма, исследовать свойства постоянных магнитов, понять особенности притяжения и отталкивания различных металлов, а также самостоятельно собрать компас и с его помощью определять страны света и ориентироваться по карте. Постоянные магниты Весовые измеренияИспользуя данный комплект оборудования, можно провести опыты по исследованию условий равновесия, получить представление о принципах работы рычажных и пружинных весов, а также узнать историю развития технологии взвешивания. Весовые измерения Разные весы на разных уроках:качелирычажныеегипетскиепружинные Интеграция и коммуникацияРабота проводится не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики, технологии, в проектной деятельности с использованием различных видов коммуникации между детьми.Организация работы в парах, в группах.Организация дискуссий, конференций, защиты проекта. Изучают четыре составляющие погоды:температура,облачность,осадки,сила ветра. Наблюдение за погодой Наблюдение за погодой Лаборатория удобна для использования на уроках окружающего мира, так как она: компактна (в чемоданчике сложены практически все приборы, необходимые для наблюдений за погодой); имеет небольшой вес, что позволяет выносить лабораторию на школьную площадку; для организации работы в группах – достаточное количество термометров, мензурок для сбора осадков. Использование лабораторного полотна и карточек позволяет давать характеристику погоды на каждый день. Дети работают: с различными видами термометров,измерителем осадков, прибором, определяющим силу ветра – анемометром. Результаты измерений учащиеся записывают на карточки с магнитной основой. Данные характеристики погоды используются в теме “Погода и наблюдение ее изменений” в любом учебно-методическом комплекте. В программе курса запланированы экскурсии наблюдений за природой по сезонам года. Во время экскурсий учащиеся: c помощью простейших лабораторных приборов осваивают способы наблюдения, выполняют инструкции учителя по измерению и регистрации различных погодных характеристик. Экскурсия «Изучение силы ветра» Установка анемометра на штативе. Изучение шкалы прибора. Выбор наиболее подходящегоместа для регистрации силы ветра. Фильтрация воды Фильтрация воды Комплект лабораторного оборудования Экологический практикум в начальной школе знакомит: с проблемой загрязнения природной воды, влиянием этих загрязнений на окружающую среду, способами очистки воды. В процессе экспериментов учащиеся узнают: через какой тип почвы вода просачивается быстрее, что может и не может отфильтровать почва, как очищают воду коллекторы, почему водонапорные башни часто расположены на холме. Ассистенты наливают воду. Так работает фонтан! Вода очень хорошо просачивается.А вот очищается плохо… Для растений такая вода подойдёт, а вот людям пить эту воду нельзя. А как же очищают воду для людей? Использование школьных переносных лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности позволяет осуществлять деятельностный подход в обучении и превратить учебный процесс в увлекательное занятие.