СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОГО УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТНОГО УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА2011-2012 учебный год Составитель: О.А. Сидякина, учитель биологии, географии, ОБЖ Севастопольской общеобразовательной школы №59
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…А. Дистервег,немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образованияОбеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Основная педагогическая задача – создание и организация условий,инициирующих детское действиеКак учить?обновлениесредствобученияРади чегоучить?ценности образованияЧему учить?обновлениесодержанияСистемно-деятельностный подходВектор смещения акцентов нового стандартаОсновной результат – развитие личности ребенкана основе универсальных учебных действий
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подходаЛ.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. ГальперинВ.В. Давыдов
ДеятельностьМотивацияПробное действиеЗатрудне-ниеРеализация проектаСамо-контрольСамо-оценкаСтруктура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подходаПринцип деятельностиПринцип непрерывностиПринцип целостностиПринцип минимаксаПринцип психологической комфортностиПринцип вариативностиПринцип творчества
Элементы сравненияТрадиционный урокУрок в режиме деятельностного подходаФормулирование темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиесяПостановка целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание Учитель оценивает работу на урокеУчащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
ТехнологииТехнология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обученияИнформационные и коммуникативные
Технология деятельностного методаЭтапы урокаОрганизующая роль учителя1Мотивация к учебной деятельностиСоздают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»).2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.3Выявление места и причины затрудненияОрганизует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.4Построение проекта выхода из затрудненияОрганизует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5Реализация построенного проектаОрганизует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания.6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиОрганизует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах).7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуОрганизует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторениеОрганизует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.9Рефлексия учебной деятельности.Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация Цель метода: развитие самообразовательной активности у учащихся
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Можно научить детейвыявлять и формулировать проблемы;проводить их анализ;находить пути их решения;работать с информацией;находить необходимый источник,например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Проект – это “пять П”:Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация.
Этапы работы на проектомпостановка учебной задачи;выявление проблем;определение путей решения проблем;исследования по определенным направлениям;формулировка выводов;оформление результатов исследований;представление результатов;определение новых проблем.
Примеры продуктов проектной деятельности учащихся Создание буклетовИтоговые презентацииУголок здоровья в учебном кабинетеАгитационная литература (плакаты, листовки, газеты)
Типология проектовКраеведческий проект «Мое село»По содержанию:Экологические, физико-географические,социально-экономические,комплексные,краеведческие,историко-географические
Типология проектовПо способу преобладающей деятельности: познавательные,творческие, игровые,практико-ориентированные, исследовательские Исследовательский проект «Проблема йододефицита нашего региона»
Типология проектовПо уровню интеграции:Монопредметные Межпредметные(учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) Монопредметный проект«Малые реки Крыма»
Типология проектовПо продолжительности выполнения проекта Средней продолжительностиДолгосрочные По включенность проектов в тематический план Текущие Итоговые По количеству участников проекта Индивидуальные,групповые,