Презентация для дошкольников Позновательно речевое развитие для дошкольников
Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характераПедагог – воспитатель МБДОУ №119 Левошко Любовь Александровна2013 год
Создания условий в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей является главной задачей для педагога и родителей. Задачи:1. Создание предметно - развивающей среды.2. Нахождение эффективных форм, методов и приемов обучения детей.3. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении мы выделяем следующие:1. Речь педагога.2. Методы и приемы разных сторон речи детей.3. Специальное оборудование для каждой группы.Качества речи педагога:1. Правильность.2. Точность.3. Логичность.4. Чистота.5. Выразительность. В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева
С целью создания эффективно развивающей предметно – пространственной среды, в группе оформляется познавательно – речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально, накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей: материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Практический материал познавательно – речевого уголка
Принципы построения развивающей среды в группе.1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры»4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».
Уголки группы
Чтобы правильно организовать познавательно- речевое развитие дошкольников мы выделили следующие составляющие:- игра- формирование представлений об окружающей жизни- сенсорное воспитание- развитие любознательности- речь педагога дошкольного учреждения
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра, в игре ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по разному воздействуют на познавательно- речевое развитие детей: сюжетно- ролевые расширяют представление об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры- драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно- конструктивные способствуют расширению знаний о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Сюжетно- ролевые, игры- драматизации, строительно- конструктивные игры
Особенно важное место в познавательно - речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача.
Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. Например, в играх « Что изменилось?» , « Чего не стало?» ребёнок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», « Подбери по цвету», « Кому, что нужно для работы» дети определяют предмет по одному из признаков
Главная цель педагога, обогатить игру дошкольника в детском саду. Изучая проблемы совершенствования и развития игровой деятельности, учитываем следующие факторы:• индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;• своеобразие эмоционально-личностного развития дошкольника;• индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей;• учет таких возрастных особенностей как любознательность, исследовательский характер деятельности дошкольника, открытость и т.д.
Островок эмоционального развитияЦель:• формирование и отработка навыков понимания различных эмоциональных состояний сверстников (радость, огорчение, сочувствие, восхищение, обида);• закрепление экспрессивных способов выражения эмоций (мимика, жесты, пантомимика, движения);• закрепление знаний об особенностях характера и поведения других людей.
Микроцентр сенсорное развитиеЦели:• Совершенствование разнообразных действий с предметами, ориентируясь на их величину, цвет, базовую плоскостную фигуру.• Формирование представлений о предметах ближнего окружения и простейших связей между ними;• Воспитание интереса к явлениям природы и бережного отношения к растениям.Материалы для работы микроцентра.Настенные комплекты с сенсорными стимулами, различные формы пирамидального типа, муляжи животных, картины и плакаты с животными и насекомыми, мягкие модули – конструкторы, сыпучие материалы, сенсорный столик.
Речевой островокЦели:• развитие общих речевых навыков (речевое и физиологическое дыхание, интонационная выразительность речи, координация речи с движением, работа над повествовательной вопросительной и восклицательной интонацией, воспитание ясной шепотной речи);• автоматизация поставленных звуков в словах и высказываниях детей;• развитие грамматически грамматического строя речи;• развитие связной речи с использованием приемов моделирования.Материалы для работы микроцентраОпорные схемы, таблицы для моделирования, игры, картинки, цветовые сигналы, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (фишки, магниты, светофоры), игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Чей детеныш» и т.д.
Микроцентр опытно-экспериментальной деятельностиЦели:• Расширение чувственного опыта ребенка.• Формирование первичных естественнонаучных представлений.• Формирование способов познания путем сенсорного анализа.• Развитие наблюдательности, любознательности, активностиМатериалы для работы микроцентраЭнциклопедии, карты, муляжи животных. Природный материал: песок, вода, камешки, ракушки, различные крупные семена и плоды. Сыпучие продукты: желуди, фасоль, горох. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки для игр с водой. Флакончики с ароматизированными веществами. Комнатные растения. Исследовательский демонстрационный стол.
Микроцентр конструктивной деятельностиЦели:• Развитие пространственного мышления, пальцевой моторики, творческого воображения.• Формирование умения работать по схеме, заданной модели.• Обучение элементарному планированию действий.Материалы для работы микроцентраМозаики, конструкторы типа «Лего», пазлы, игры типа «Танграм», сборные игрушки, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками, игрушки - трансформеры, матрешки, схемы и модели для конструирования, транспорт крупный и мелкий, машины легковые и грузовые, нетрадиционный материал (коробки, деревянные плашки и чурочки, контейнеры разных размеров с крышками).
Инновационные компоненты предметно-развивающей среды ЗОНА КОЛЛЕКЦИЙ Для знакомства детей с объектами, для обучения классификации по различным признакам и сенсорным навыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах на уровне доступном для ребенка. Учитываются компоненты:- доступность объектов;- разнообразие;- безопасность;ЗОНА РЕЛАКСАЦИИ Уголок с разными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, для отдыха детей и ухода за растениями. ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ УГОЛОК Включает картографические материалы – карты, схемы, планы, рисунки о природе; снаряжения для походов.
УГОЛОК КОСМОСА, ПЛАНЕТАРИЙ Украшается моделями Луны, Солнца, планет, звездной картой, играми и пособиями – картотека созвездий, «собери созвездие», «солнце и планеты». МАКЕТЫ Изготовляются детьми и педагогами – макет района, макет к сказке, климатические и природные зоны. МИНИ-МУЗЕИ Выделяются отдельные участки холлов, групп. Мини-музеи играют большую познавательную и воспитательную роль. Создаются коллективом детей, родителей, воспитателей. Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных вместе с родителями. Экспонаты снабжаются этикетками с фамилиями и именем ребенка. Можно разместить мини-музеи: «Чудо-дерево», «Город мастеров», «Игрушки-забавы», «Лучший друг», «Мир книги», «Наша Родина – Россия», «Театр костюма», «Театр кукол».
Мини-музей «Чудо-дерево» состоит из двух частей: с одной стороны – экспонаты, о жизни дерева в природе – объемная модель дерева, связанные с ним животные, фотографии лесных обитателей и разных деревьев; противоположная стена оформлена в виде деревянного дома, с окошками, через которые виден лес, размещены деревянные изделия – игрушки, предметы быта, поделки из бересты, книги о растениях. Мини-музей «Город мастеров». Городом управляют – сапожник, пекарь, парикмахер, живущие в домиках. Обитатели города – человечки из теста – могут прокатится на поезде, лошадке или просто отдохнуть в своих квартирах. Мини-музей «Лучший друг» создан из экспонатов, связанных с жизнью собак – каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигуры собак, крупные и небольшие игрушки, детские украшения – игры, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы, книги, видеофильмы, пластиковые пакеты соответствующими рисунками; фотографии собственных собак и рассказы о них; собаки, сделанные деть и их родителями. Мини- музей «Мир книги» включает виды книг: старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, музыкальные.
Мини-музей игрушки-забавы включает все виды игрушек-забав с веревочками, кнопочками и др. Мини-музей «История вещей». Подбираются старинные вещи, предметы быта и домашней утвари – крынки, рушники, лукошки, лапти, чугунки и самовары, ухваты, коромысло, балалайки, патефоны, сундуки, одежда. Мини-музей природы – необычные объекты живой и неживой природы.Природные объекты – грибы, спилы деревьев, кораллы, брошенные гнезда птиц или ос, перья).Географические карты, атласы (карты нахождения музейных экспонатов).Вещи, сделанные из природного материала.Семейные коллекции марок, открыток, календарей, значков с природной тематикой.Предметы, сделанные из отходов.Предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.Описание экспоната выполняется на отдельных листках бумаги, помещается в папки-файлы.
Схема описания экспонатовРисунок, фотография экспоната.Название – научное, бытовое, народное.Где собран – место сбора, его особенности, страна, среда.Кем собран: ФИО дарителя.Информация об экспонате – где встречается, каковы особенности, как используется человеком.Использование в работе с детьми – на что обратить внимание, в каких видах деятельности пригодится.Дополнительная литература – для детей и педагогов. Литература1. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/Под ред.Н.Ф.Дика.- Ростов н/Д: Феникс,20062. Дошкольник и рукотворный мир.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,20023. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ,20064. Дошкольное воспитание№2/2013 Е.Смирнова, Н.Соколова. Типичные трудности организации предметно- игровой среды в ДОУ (стр.93)5. ЗебзееваВ.А. Развитие элем.естественно –науч.представлений в экологической культуре детей. Обзор программ дошкольного образования- М.:ТЦ Сфера,2009