Понятие и сущность индивидуализации. Принцип индивидуализации в образовании детей дошкольного возраста.
Понятие и сущность индивидуализации. Принцип индивидуализации в образовании детей дошкольного возраста.Встреча 1.
Понятие «индивидуализация»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.(http://www.edutarget.ru/sonics-29-1.html)Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.(ФГОС ДО)Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. («Педагогический словарь». Коджаспировы Г.М. и А.Ю.)
Индивидуальные особенности человека:Своеобразие ощущенийОсобенности восприятияОсобенности мышленияОсобенности памятиХарактер воображенияОсобенности интересовСклонностиСпособностиТемпераментПотребностиДуховные ориентиры(Волынкин В.И. «Педагогика в схемах и таблицах»)
Какие индивидуальные особенности личности воспитанника следует учитывать педагогу в первую очередь?Уровень умственного развития. Это понятие включает в себя как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретенные знания, умения и навыки (обученность). Конечно, можно разделить детей на группы, различающиеся умственным развитием, и давать каждой группе задания соответствующей трудности. Такой способ работы педагога также будет называться индивидуализацией обучения. Но при этом нужно учесть, что уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера не отличаются стабильностью. Педагогический опыт и психологические исследования показывают, что дети с возрастом могут сильно изменяться в отношении этих особенностей. Поэтому отнесенность к той или иной группе должна быть относительной.
Какие индивидуальные особенности личности воспитанника следует учитывать педагогу в первую очередь?Динамическая сторона психической жизни. Дети существенно различаются по таким характеристикам, как темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания и т.д.
Варианты динамической стороны психикиСлабая нервная система: долго обдумывают ответ на вопрос, долго готовятся к началу какой-либо работы, предпочитают не проговаривать, а делать молча и т.д.;Сильная нервная система: дети усидчивы, способны к выполнению монотонной однообразной работы, но не отличаются тщательностью, углубленностью выполнения, пренебрегают планированием и организацией работы и т.д.;Инертная нервная система: долго включаются в деятельность, активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно, не могут активно работать с разнообразными заданиями и т.д.;Подвижная нервная система: характерны быстрое угасание активности, утрата интереса к выполняемой деятельности (особенно если она однообразна), частые отвлечения от работы и т. д.
Индивидуальный подход может быть успешно применён только с учетом возрастных закономерностей психологического развития.
Что об индивидуализации говорит ФГОС ДО?Индивидуализация – один из принципов дошкольного образования.Задачами Стандарта в т.ч. являются:создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей…
Что об индивидуализации говорит ФГОС ДО?Содержательный раздел обязательной части ООП ДО должен включать:б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:… выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива…
Что об индивидуализации говорит ФГОС ДО?III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.3. Деятельность педагогических работников должна исключать перегрузки, влияющие на надлежащее исполнение ими их профессиональных обязанностей, тем самым снижающие необходимое индивидуальное внимание к детям и способные негативно отразиться на благополучии и развитии детей.3.2.3. Для решения образовательных задач может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: ● индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);● оптимизации работы с группой детей.
Что об индивидуализации говорит ФГОС ДО?3.2.5. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:● создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; ● создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,● недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Что об индивидуализации говорит ФГОС ДО?3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде3.3.4. 1)…Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:● возможность самовыражения детей.2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Список используемой литературы:ФГОС ДОВолынкин В.И. «Педагогика в схемах и таблицах»«Педагогический словарь». Коджаспировы Г.М. и А.Ю.http://www.edutarget.ru/sonics-29-1.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!