Работа с карточками, как один из методов индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников


Работа с карточками, как один из методов индивидуализации образовательного процесса в решении задач развития дошкольников Презентацию составил: Ходакова Н.Н.Воспитатель МБДОУ №5 «Золотой ключик» п.г.т. Актюбинский, Азнакаевского района РТ
Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в ДОУ проектного метода или темы недели.
Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов.Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. Понятие открытости означает то, что любые выполненные ребенком на карточке действия будут обучающими (развивающими)
Каждый отдельный лист может иметь программированное место для подписи (имени автора-ребенка и даты работы).Каждый лист может иметь рамочку, которая придаст работе ребенка эстетичный «законченный» вид. Вместе с тем, рамка должна быть рабочей, т. е. ее можно дорисовывать, раскрашивать.
Не сшитые (не брошюрованные) листы создадут возможность многовариантного выбора как для детей, так и для педагога. Их можно:повесить на стену (в уголке достижений и пр.);вложить в портфолио ребенка;выдать родителям для работы  с ребенком дома;с карточками можно работать, не испортив последующие листы.


Важно компоновать задания так, чтобы работая с карточкой, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Вместе с тем, задания на карточках должны повторяться – счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов и пр. Это дает детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном, интересном для них содержании.
Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп и последовательность работы с заданиями, получение своего результата. Не следует говорить ребенку, что ему нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования: «Я вижу, ты уже закрасил барашков. А сколько их всего? Ты планируешь только посчитать домики или будешь рисовать? Ты хочешь сегодня выполнить все задания или продолжишь работать завтра?”
Работа с карточками предполагает обязательное представление детьми результатов своей деятельности. Это может быть, например, обсуждение в конце занятия или проговаривание в ходе совместной деятельности: «Какую карточку ты выбрал? Почему ты решил выполнить эти задания (чем они тебя привлекли)? Что успел сделать? С чего ты начал? Когда ты планируешь завершить работу?»
Когда все (или большинство) карточек будут использованы и работы над темой будет завершена, их можно перенести из группы в раздевалку. А затем, часть «проработанных» карточек можно поместить в тематическую коробку (своего рода отчет о выполненной работе и одновременно образцы заданий на будущее), часть вложить в личные портфолио детей.
В детских садах, вне зависимости от возрастной группы и программы, практикуются интегрированные занятия, тематические блоки, метод проектов. В основе – комплексная реализация содержания через различные виды деятельности. Комплект тематических карточек обеспечивает интегрированность содержания и видов деятельности, обучение с учетом индивидуальных возможностей, интересов и потребностей. Так как в комплекте карточек много, появляется необходимость длительной работы с темой, постепенного освоения содержания – основа тематического блока или проекта, в ходе которого завершенность темы достигается только совместными усилиями и не одномоментно.
Спасибо за внимание!