Презентация для проведения коуч-сесии на тему: Обучение талантливых и одаренных


Талантливые и одаренныедети «В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…»Шалва Амонашвили Что такое детская одаренность и какого ребенка можно считать одаренным? В чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью? Все ли дети обладают вышеперечисленным или только некоторые? Можно ли развить в ребенке гениальность или это врожденное качество, которым обладают лишь единицы? Существуют разные концепции одарённости 1. Вундеркинды2. Мотивированные дети3. Способные к обучению дети4. Творческие дети Общие признаки одаренности: Высокая любознательность и исследовательская активность; Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; Способность классифицировать, категоризировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями; Отличная память; Большой словарный запас; Повышенная концентрация внимания на чем-либо; Упорство в достижении результата. ВСЕГО НАСЧИТЫВАЮТ ШЕСТЬ СТУПЕНЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 1) Задатки 2) Склонности3) Способности 4) Одаренность 5) Талант 6) Гениальность 1. Задатки Врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Например, особенности зрительного анализатора, особенности речевых центров мозга 2. Склонности Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. Например, тяготение к рисованию, музицированию 3. Способности Это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Например, быстрота, глубина и прочность овладения способами и приёмами некоторой деятельности Комплексное явление, связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха 4. Одаренность 5. Талант Определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. 6. Гениальность Практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. В современной психологической литературе одаренность рассматривается как наличие внутренних условий для выдающихся (экстраординарных) достижений в какой либо деятельности Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, КОТОРЫХ ОБЫЧНО И НАЗЫВАЮТ ОДАРЕННЫМИ: дети, хорошо обучающиеся в школе дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности дети с высоким уровнем творческих способностей дети со «специальными способностями» 1. Ребенок начал рано говорить и ходить.2. Значительно раньше сверстников начал проявлять интерес к цифрам, буквам, различным наукам и т.д. 3. Хорошее развитие речи, богатый лексикон. 4. Отличная память, легко запоминает стихи и сказки5. Пытается найти нестандартные способы решения проблемы.6. Любознательность.. 7. Удовольствие от интеллектуальной деятельности 8. Повышенная эмоциональность, которую путают с капризностью. 9. Богатое воображение.. 10. Стремление во всем докопаться до истины толкает их на настоящие подвиги 11. Большинству одаренных детей требуется гораздо меньше времени для сна, чем сверстникам. ПОКАЗАТЕЛИ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА: КАКОГО РЕБЕНКА МОЖНО НАЗВАТЬ ОДАРЕННЫМ? Дети, интеллектуальный уровень которых на порядки превосходит уровень других детей в его возрастной категории. Одаренные - дети, которые самостоятельно проявляют знания в одной или нескольких областях или проявляют способности, не свойственные возрасту. Для одаренных детей характерно опережающее развитие, т. е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:  Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями. Дети с высокими творческими способностями. Дети с высокими лидерскими способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.   Факторы, влияющие на развитие одаренности: Неравномерность возрастного развития одаренных детей; Семья одаренного ребенка; Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми; Личность одаренного ребенка.  групповые занятия с одаренными; конкурсы, детские научно – практические конференции и семинары ;курсы по выбору ; участие в олимпиадах ( Русский медвежонок, Кенгуру);работа по индивидуальным планам;интеллектуальные марафоны; исследовательская и проектная деятельность; каникулярные сборы. Эффективные формы работы с одаренными Направления работы с одарёнными детьми образовательная деятельность научно-исследовательская деятельность сценическая деятельностьэкскурсионно-туристическая деятельностьфизкультурно-спортивная деятельность литературное творчество проектная деятельность изобразительное творчество Этапы и ступени развития учащихся I Диагностическая работа. Выявление одаренных детей на ранних этапах (тестовая психодиагностика).II Коррекционная работа. (Подбор творческих заданий с учётом индивидуального развития ребёнка)III Организация системы научно - исследовательской деятельности учащихся (Выбор темы, подбор и систематизация материала, оформление продукта проектной деятельности). IV Индивидуальный и дифференцированный подход в планировании выполнения творческой работыV Проведение выставок детского творчества. VI Работа с родителями учащихся (обсуждение индивидуального плана мероприятий для развития творческих способностей детей) Без нравственности талант не имеет ни ценности, ни смысла Опасность “злого гения” в его направленности Пусть не каждый человек гениален, но талантливых немало. Не каждый талантлив, но одаренных много. Нет людей, не имеющих способностей. Талантливыми и гениальными становятся лишь те, кому удается понять и развить способности. Учитель должен быть:  увлечен своим делом; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллектуальным, нравственным и эрудированным; проводником передовых педагогических технологий; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни. Рефлексия Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.Средний – мне было трудно (мне не понравилось).Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.Мизинец – для меня было недостаточно…