Презентация «Личность учителя и ее значение в формировании коммуникативной компетентности младших школьников».


Личность учителя и ее значение в формировании коммуникативной компетентности младших школьников Виды коммуникативных умений1.межличностной коммуникации; 2.Межличностноговзаимодействия; 3.межличностного восприятия эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).Коммуникативная компетентность включает следующие компоненты: желание вступать в контакт с окружающими;умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими .Способности к общению включают в себя: комплекс индивидуально-психологических качеств личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатичность, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими. Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют Использование физминуток на урокахРабота в группах и мини – группах.Игровые технологииПрименение элементов технологии уровневой дифференциацииИспользование элементы личностно – ориентированного развивающего обученияПроектная деятельность.Использование пословиц, поговорок на урокахТворческий подход в обученииСоздание условий в формировании коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах. развитие речи этикет общения.Формирование у учащихся коммуникативной компетенции можно вести по 2 направлениям: - Любое мнение ценно.- Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.- Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.- Хочешь говорить – подними руку.- Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе – понять его.- Обращение начинается с имени.- Критика должна быть тактичной.- Отсутствие результата – тоже результат.- Голос – твой божественный дар, умей им владеть.правилами  ведения диалога: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумать разговор героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни. элементы ТРКМ (технологии развития критического мышления). Для формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: Средства формирования коммуникативной компетентности младших школьниковорганизация работы малыми группами.кружковые или клубные объединенияТренингиКоммуникативная играРиторическая задача Риторическая игра Учащиеся обсуждают вопросы:С кем из тех людей, которых вы изображали, приятно общаться? Почему?Вспомните, как вы ведете себя, когда вы бываете негативно (отрицательно) настроены и у вас преобладают плохие мысли.Как ваше поведение в данный момент влияет на общение с другими людьми? Приведите примеры из личной жизни.Кружковые или клубные объединения - Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).- Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).- Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво»Тренинги - Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вариант расположения в данной ситуации.При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.- Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания. У младших школьников часто отсутствуют навыки ведения диалога. тренинги 1) описание воображаемой ситуации;2) обозначение и распределение ролей;3) сообщение правил игры, последовательности выполнения игровых действий;4) обозначение условий и критериев оценки, последовательности определения победителей; 5) сообщение о времени для подготовки к выступлению; текст - резюме, в котором кратко (сжато, лаконично) повторяется установка на выполнение игровых действий. «Прежде всего введите ребят в игровую ситуацию. Опишите её так, чтобы у детей возникло желание включиться в работу (поиграть, а не просто выполнить задание)»Инструкция для участников игры: выделяются две составляющие – это компетентность и фундаментальность. Под компетентностью понимаются глубокие профессиональные знания и общая эрудиция. Фундаментальность – это глубина знания научных основ педагогической деятельности.Требования к личности учителя как современному специалисту в области образования понимание места начального обучения в системе непрерывного образования (не как «школы грамоты», а как первой ступени системы непрерывной образовательной деятельности, сопровождающей человека всю сознательную жизнь);знание специфических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (конкретность и образность детского мышления; неустойчивость внимания, большая подвижность, эмоциональность и т. д.);понимания значимости работы с семьей и умение профессионально ее вести (взаимодействие профессионального педагога с «непрофессиональными семейными воспитателями» индивидуальное и групповое общение с родителями).Специфические требования к педагогу начальных классов как учителю и воспитателю детей младшего школьного возраста Перцептивный компонент - умение понимать эмоциональное состояние и мотивы поведения детей, способность к эмпатии (сопереживанию).Коммуникативный компонент – открытость для общения и сотрудничества с учениками на уроке и во внеурочной деятельности. Предполагает построение общения учителя с учащимися и их родителями, а также коллегами по работе на основе доброжелательных отношений и профессиональной направленности такого общения. Общение учителя должно оптимально обеспечивать условия для умственного и нравственного развития детей и совершенствования собственной деятельности учителя.Конструктивный компонент – организация деятельности детей и своей собственной деятельности.Инновационный компонент - потребность в инновационной деятельности, в обновлении профессионального опыта, педагогический поиск.Рефлексивный компонент – осознание своей педагогической деятельности как главной сферы своего личностного самоопределения, самооценка своего профессионального развития.  Система педагогической культуры учителя Общекультурный критерий.Общепрофессиональный критерий.Коммуникативный критерий.Личностный критерий.Критерий саморазвития и самообразования.Пять критериев профессиональной компетентности учителя начальных классов