Методика развития логического мышления учащихся в начальном математическом образовании


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИКорзун В. Н. Логика как наука.Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Развивать логическое мышление в процессе обучения это значит: развивать у обучающихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них общие свойства и различия; вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и отвлекать (абстрагировать) их от второстепенных, несущественных; учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет как единое целое; учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы; прививать умение обобщать факты; развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения. Развитие логического мышления на уроках математикиМатематика как школьный предмет содержит большие потенциальные возможности для развития логического мышления. В этой науке очень высокий уровень абстракции, математические понятия фиксируют лишь формы и отношения между реальными предметами. На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления, овладевают средствами логического вывода. Развитие логического мышления младших школьников будет успешно осуществляться, если: - использовать систему определенных задач (орфографических, математических);- младший школьник будет являться не только объектом, но и субъектом развития логического мышления;- в классе будут созданы благоприятные педагогические условия для развития логического мышления.Исходя из поставленной цели, определила задачи:- обеспечить мотивацию учащихся к освоению логических операций; - использовать деятельностный и личностно ориентированный подход к развитию логического мышления школьников;- обеспечить вариативность содержания учебных занятий;- ввести в структуру урока этапы, позволяющие акцентировать внимание и сосредотачивать усилия на развитии логического мышления учащихся;- использовать на уроках специально подобранные учебные задания с учётом возрастных особенностей мышления детей;- активно использовать при выполнении логических заданий наглядно-действенных и игровых методов обучения. Виды упражнений для развития логического мышления:загадки ; логические задачи; головоломки; задачи-шутки; поиски закономерностей; перебор вариантов решения; взаимное расположение фигур; нестандартные задачи. Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек? Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер. Среди игрушек, которые развивают логику: Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику. Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть». Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом. Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления. Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес Известно несколько различных приемов решения логических задач:· словесное рассуждение;· построение графов;· построение блок-схем;· построение таблицы; Занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.Задания на определение закономерностей :нахождение недостающего элемента в серии картинок. {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802} ?