Презентация к классному часу Тюмень в годы Великой Отечественной войны 10 класс


Известие о нападении фашистской Германии пришло в маленький сибирский город Тюмень во второй половине дня 22 июня 1941 года. На бывшей Базарной площади (ныне Центральная) состоялся митинг. На нем присутствовало 20 тысяч человек, или 2/3 населения города.   За первый день войны только в Тюмени было подано около 500 заявлений с просьбой быть отправленными на фронт. После выпускного вечера 1941 года все выпускники тюменских школ ушли на фронт, и среди них 15 девушек. Из ушедших тогда вернулись только девять человек. После войны одноклассники этих выпускников начали хлопотать об установке памятника погибшим на войне юношам и девушкам. Такой памятник изваял скульптор Распопов. С первых дней Великой Отечественной войны тысячи тюменцев были мобилизованы на фронт. Многие из них сражались в 712-й линейном батальоне связи и тюменской бригаде Сибирской дивизии добровольцев. 368-я Краснознаменная стрелковая дивизия, сформированная в Тюмени, принимала участие в освобождении более 400 населенных пунктов в Вологодской и Ленинградской областях, а также в Карелии и Норвегии. За короткий срок первого года войны в Тюмени были размещены двадцать два промышленных предприятия. Продукция предприятий, предназначенная для нужд фронта, была разнообразна. Химико-фармацевтический завод имени Карпова, прибывший из Москвы, с первых дней войны начал выработку медикаментов. В 1942 году выпускал 22 наименования химических препаратов. В Тюмень было эвакуировано ОКБ авиаконструктора О.К. Антонова. За короткий срок в помещениях крытого рынка был налажен выпуск бесшумных планеров, предназначенных для разведки и заброски партизан в тыл противника. В Тюмени был открыт сбор средств на строительство авиаэскадрилей «Тюменцы — фронту», танковой колонны «Боевые подруги», подводной лодки «Водник Сибири». Тюменские железнодорожники оборудовали и отправили на фронт специальный поезд-баню. Учебный планер А-2 (Антонов-2). На собранные тюменцами деньги в вагонном депо построили поезд-баню из 10 вагонов, он обошелся в 177644 тогдашних рубля. Поезд построили за 25 дней, и 6 февраля 1942 г. старейший машинист Тюмени И. Т. Садаков добровольно отправился с поездом-баней к линии фронта. После войны завод остался в Тюмени, он выпускает необходимые лекарства до сих пор Судоверфью было построено 160 торпедных катеров. Тюменские катера воевали на Черном, Балтийском морях, Тихом океане, Онежском и Ладожском озерах, потопили десятки гитлеровских кораблей, участвовали во многих военных операциях. Десять моряков, воевавших на тюменских торпедных катерах, стали Героями Советского Союза. Кроме того, завод № 639 ремонтировал поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Макет торпедного катера (хранится в краеведческом музее) С первых дней войны перешел на производство минометов и мин калибра 82 и 120 мм, корпусов гаубичных снарядов калибра 122 мм. Рабочие трудились под девизом «В труде - как в бою!». С 28 марта 1942 г. «Механик» получил кодовое название «Завод № 762 Наркомат минометного вооружения». С 1943 г. он начал выпускать химические мины для постановки дымовых завес. Осенью того же 1941 г. из подмосковного г. Тушино в Тюмень эвакуировали особое конструкторское бюро (ОКБ) № 31 и завод № 241 авиационной промышленности. Завод занял территорию рыночной площади на месте современного почтамта и Дома Советов, там в то время стояли павильоны для продажи молока и мяса, цех мастерских «Красногвардеец» на месте современного архива ГАОПОТО и Кволити Отеля «Тюмень» Завод должен был выпускать планеры А-7 конструкции О. К. Антонова, который жил в Тюмени. Планеры в Тюмени изготовляли до 1944 г., их построили более 600. Использовались они для доставки вооружения через линию фронта партизанам в Брянских лесах, на Орловщине, под Ржевом и во многих других местах. "Крылатый танк" Т-60 Когда гитлеровские войска стали подходить к Москве, в октябре 1941 г. в Тюмень эвакуировали из г. Подольска аккумуляторный завод - 114 вагонов оборудования, сотни рабочих и инженеров с семьями. Тюменские аккумуляторы ставили на танки и автомобили для фронта. Завод должен был дать первую продукцию в мае 1942 г., а выдал уже в январе. В 1942 г. завод выпустил 110 тыс. аккумуляторов, в 1943 г. - более 120 тыс. Завод занимал передовые места в соревновании по своему наркомату. После окончания войны завод остался в Тюмени и работает успешно до сих пор, в конце 2000 г. выпустил 50-миллионный аккумулятор. Большинство мужчин воевали на фронте, выпускали продукцию на заводах женщины и дети, которые день и ночь трудились у промышленных станков, воплощая в жизнь лозунг «Все для фронта – все для Победы!» В октябре 1941 г. в Тюмени создали завод № 636 из двух химических предприятия Московского № 94 и Днепродзержинского (Украина) завода авиационных лаков. Небольшой завод выполнял военные заказы - производил клеящие материалы для выработки фанеры, авиационных пропеллеров и другой продукции После окончания войны завод остался в Тюмени, перешел на выпуск мирной продукции получил в 1946 г. название завода «Пластмасс». Он работает до сих пор, выпускает клеящие вещества и смолы для разных отраслей промышленности, в первую очередь – для деревообрабатывающей и нефтяной. Работали на победу коренные тюменские заводы и фабрики. Фанерокомбинат был срочно переоборудован для выпуска авиационной фанеры, дельта-древесины и другой продукции, необходимой фронту: ящиков для упаковки мин и снарядов, лыжных установок для артиллерии, спичек, фанерных емкостей для жидкостей. Предприятие получило название «Тюменский авиафанерный комбинат № 15». Оборонные заказы выполняли тюменские лесозаводы «Республиканец» (находился в Заречье напротив современного речного порта), «Красный Октябрь» (современный пос. ДОКа), деревообрабатывающий комбинат (ДОК) (ул. Комбинатская). В 1942 г. они объединились в одно предприятие «Деревообрабатывающий комбинат (ДОК) «Красный Октябрь». После войны «Республиканец» был расформирован. Лесозаводы превращали лес-кругляк, доставляемый по реке Туре в плотах и баржах, в брус, доски, балки и т.п. ДОК изготовлял лыжи и палки к ним. На Тюменской земле работали тысячи комсомольско-молодежных бригад. За самоотверженный труд 350 бригадам было присвоено звание фронтовых и 65- гвардейских. 3000 юношей и девушек носили славное имя стахановцев, 1600-ударников, 120- многостаночников. Они дали Родине много сверхплановой продукции высокого качества. Так, например, осенью 1941 года получила звание "фронтовой" бригада Марии Бересневой с тюменского фанерного комбината. Мария пришла на предприятие еще до войны и освоила трудную мужскую профессию лущильщика. На фанерокомбинате было 18 молодежных бригад, ее бригада первой стала "фронтовой". Портрет Марии, выполненный красками на куске сатина,работницы комбината пронесли во время демонстрации 7 ноября 1944 года. Швейная фабрика шила гимнастерки, брюки (шаровары) - по 15 тысяч в год, патронташи, погоны и петлицы для военных училищ Тюмени. Осенью 1941 г. из подмосковного поселка Кунцево в Тюмень эвакуировали кожевенный завод им. Серегина, отвели ему место в Заречье рядом с овчинно-шубным заводом Кирова (впоследствии их объединили). Из выделанных овечьих шкур здесь же на заводе шили полушубки, бекеши, меховые жилеты, рукавицы... Счет шел на десятки тысяч изделий в год. В июле 1941 года в Тюмень прибыл поезд с необычным грузом. На нем в сибирский тыл был доставлен саркофаг с телом В.И. Ленина. Саркофаг был размещен в здании сельскохозяйственного техникума (ныне — сельхозакадемии). Над ним несли почетный караул коменданты, доставленные из Кремля. В марте 1945 саркофаг с телом Ленина вернулся в Москву. История тюменского сельскохозяйственного техникума связана и с судьбой легендарного разведчика Николая Кузнецова. Здесь он учился в 1926-1927 годах на землеустроительном факультете. В годы войны население города возросло почти в два раза. Это было обусловлено большим притоком людей, эвакуированных сюда из разных уголков страны. В зданиях разных учреждений города размещалось 26 госпиталей для раненых. С 1942 по 1948 годы в Тюмени находились группы немецких военнопленных. Сформированные из них отряды вели работы на крупных стройках, осуществляемых в городе. 28 февраля 1943 г. газета «Красное знамя» сообщила: «Тюменцы помогают фронту не только своим самоотверженным трудом, но средствами на вооружение Красной армии. За период Великой Отечественной войны тюменцы собрали 14 миллионов 222 тысячи рублей, в том числе: на строительство самолетов - 77 тыс. руб. на строительство бронепоезда им. МОПР - 269 тыс. руб. на строительство поезда-бани -163 тыс. 275 руб.на танковую колонну «Боевые подруги» - 852 тыс. руб. на авиаэскадрилью «Тюменцы - фронту» - 4947 тыс. руб. на танковую колонну «Омский колхозник» - 2450 тыс. руб. в фонд обороны страны тюменцы собрали 5894 тыс. рубКроме того, тюменцы собрали для фронтовиков 821 полушубок, 707 меховых жилетов, 2423 пары валенок, 2646 пар носков и чулок, 5123 пары перчаток и варежек. К праздникам выслано на фронт 55933 кг различных подарков». Благодаря общим усилиям всей страны враг был разбит. 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа. Многие тысячи тюменцев за свой труд были награждены орденами и медалями. Самыми вручаемыми наградами стали: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (рис.1); медаль «За трудовую доблесть»( рис. 2); орден «Трудового красного знамени» (рис. 3). Рис.1 Рис. 2 Рис. 3 В городе Тюмень на улице 30 лет Победы расположен памятник Труженикам тыла Тюменской области. За годы войны предприятия на Тюменской земле работали день и ночь, люди трудились ради достижения Великой Победы над фашистской Германией.Мы с Вами должны помнить этот великий трудовой подвиг наших земляков!