Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе
Организация самостоятельной работы на уроках в начальной школе.Гильфанова галина Александровна,Учитель начальных классовМБОУ «СОШ №2»
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Типы самостоятельных работСамостоятельная работа по образцуТворческая самостоятельная работаКонструктивная самостоятельная работаВариативная самостоятельная работа
Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала предполагают дифференциацию содержания учебных заданий:по уровню творчества;трудности, объему;степени самостоятельности учащихся;характеру помощи учащимся;форме учебных действий.
Работа должна вестись в строгой последовательности по данному алгоритму: Знаешь, как решать – решай. Решил – приступай к выполнению задания следующего уровня.
Если ученик понял, как решить задачу, он поднимает карточку зеленого цвета, что означает: «Я могу решить сам». Карточка, красной гранью, говорит: «Я затрудняюсь». Сигналы желтого цвета говорят об окончании работы.
Меня радует, что с каждым годом в классе увеличивается количество учащихся, справляющихся с заданиями второго и третьего уровней.
Пример дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 10072 : 9 - 3 400 + 200 + 30 - 1008 : 6 - 7:8 27 : 3 - 2 : 6 - 984 - 9 - 8 54 + 6 - 3 - 72 : 8Задание для 1-й группы. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.Задание для 2-й группы.Разбейте выражения ни три группы. Найдите значения выражения.Задание для 3-й группы.Выполните задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. При изучении темы «Синонимы» в 4 классе: Задание II го уровня :С какими словами из скобок можно соединить синонимы?Густой, дремучий (волос, лес)Горячий, знойный (лето, вода)Коричневый, карий (платье, глаза)Задание III го уровня:Заменить все слова в предложении (кроме служебных) синонимами:Разъяренная пурга замела дорожки.Сторож спрятался от дождя под крышей.Врач назначил пациентке инъекции.Задание I го уровня : соединить синонимы стрелкой:Луна ГраницаЖара ХолодМороз ПеклоРубеж МесяцПурга РаботаВраг ВьюгаТруд КлятваОбещание Неприятель
Чтобы самостоятельная работа давала положительные результаты, помогала учащимся усвоить знания и приобрести умения, способствовала развитию их способностей, учителю необходимо соблюдать определенные условия, которые выработаны практикой обучения.1. Чтобы они имели знания и умения, которыми потребуется самостоятельно пользоваться.2. Каждый новый для них вид работы они сначала осваивают при непосредственном участии учителя, который их обучает соответствующим приемам и порядку действий.3. Работа, не требующая никакого умственного напряжения от учащихся, не рассчитанная на проявление ими сообразительности, не будет самостоятельной. Она не будет иметь развивающего значения.4. Задание должно даваться так, чтобы учащиеся восприняли его как свою собственную познавательную или практическую цель и активно стремились к лучшим успехам.5. Если в классе есть ученики, для которых вообще задание по какой-либо причине непосильно, то этим ученикам учитель дает особые, индивидуальные задания.
требования к самостоятельной работе:обучать школьников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями;использовать время на уроках с максимальной продуктивностью.
Любой урок - это творчество учителя и учащихся. Готового рецепта по его проведению не существует, хотя определенный алгоритм его организации имеется, однако остается и место для импровизации.