Презентация для учителей иностранного языка Языковой портфель
Языковой портфель как инструмент самооценки и саморазвития учащихся в рамках ФГОС ООО
256668123Преподавание иностранного языка в современных условиях требует от учителя не только знания, но и активного применения различных технологий. Дидактическая система, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению, включает в себя широкий спектр современных педагогических технологий, среди которых языковой портфель ученика играет не последнюю роль. Языковой портфель как средство обучения ИЯ обеспечивает учителю новые возможности в условиях личностно- ориентированного образовательного процесса.
Актуальность программы «Языковой портфель» обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (основная школа). Языковой портфель как основа данной программы обеспечивает развитие способности и готовности учащихся к самостоятельному и непрерывному изучению языка, к дальнейшему самообразованию и с его помощью к использованию английского языка в других областях знаний. Возможность использования языкового портфеля как в урочное, так и во внеурочное время делает программу дополнительного образования универсальной.
Новизна данной программы заключается в использовании альтернативной формы контроля и оценивания в процессе обучения иностранному языку, что позволяет получить динамичную картину учебного и языкового развития учащихся. Выбор учащимися 5 – 9 классов такой программы мотивируется тем, что подростки не только удовлетворяют свой познавательный интерес, но и могут применить полученные умения на практике в дальнейшей учебной и трудовой жизни. В рамках реализации программы возможны разнообразные виды внеурочной деятельности, что также можно отнести к её достоинствам.
Цель, задачи и принципы программыОсновная цель программы «Языковой портфель как инструмент самооценки и саморазвития учащихся в рамках ФГОС ООО» заключается в системном (с 5 по 9 класс) развитии у учащихся основной школы навыков самооценки, самоконтроля, самоанализа и рефлексии в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности на уроке иностранного языка и во внеурочное время. Содержание и принципы создания языкового портфолио позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Иностранный язык»;повысить общий уровень владения английским языком;развить индивидуальность каждого ребёнка;формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокульурной ситуации;
45+25=70233+10=431310+10=2042более полно выявить индивидуальные способности, интересы, увлечения детей; расширить возможности социализации учащихся;обеспечить духовную, культурную и социальную преемственность поколений.Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие метапредметные и личностные задачи:Метапредметные задачи:Научить учащихся осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность. Развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы, своих языковых умений и уровня владения английским языком.
10+10=2033+10=43311Научить учащихся ставить индивидуальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем.Формировать навыки, планировать и организовывать свою деятельность.Развивать у учащихся навыки рефлексии по поводу проделанной работы.Развивать способность проводить самоконтроль.Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
33+10=4310+10=2045+25=70Формировать у учащихся мотивацию к обучению и творчеству.Научить учащихся самостоятельно выходить из проблемной ситуации.Приобщить учащихся к совместной деятельности в группе / команде / работе в сотрудничестве.Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.Формировать интерес к познавательной деятельности.Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Научить осознанному и самостоятельному построению письменного и устного речевого высказывания.Научить аргументировано высказывать своё мнение по обсуждаемому вопросу / теме. Научить корректно отстаивать / оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения.
Личностные задачи:Развивать самостоятельность / автономию учащихся.Формировать личность, способную к саморазвитию и изменению, готовую к осознанному выбору, самостоятельному принятию решений.Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.Воспитывать толерантное отношение к культуре англоязычных стран и более глубокое осознание родной культуры.Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях.Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.Формировать у учащихся навык исследовать собственное развитие в течение определённого времени.В основе данной программы заложены следующие принципы использования педагогической технологии языкового портфеля:1. Самооценка результатов (промежуточных и итоговых) овладения всеми составляющими коммуникативной компетенции: лингвистической компетенцией, социокультурным компонентом, всеми видами речевой деятельности, общеучебными и компенсаторными умениями.
45+25=70233+10=431310+10=20422. Систематичность и регулярность самомониторинга: последовательное отслеживание собственных успехов в области овладения английским языком.3. Структуризация материалов языкового портфеля, логичность письменных проектов благодаря наличию плана и соблюдению указанного объёма.4. Коммуникативная направленность заданий.5. Тематика предложенных проектных работ соответствует возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
10+10=2033+10=43311:Типы портфолио.Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане.
В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Для чего все это нужно?Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.33+10=4310+10=2045+25=70
портфолио сертифицированных индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.Достоинства: Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.Недостатки: Не видно процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. 45+25=70233+10=431342«ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» 10+10=20
«ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, работниками системы дополнительного образования, а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Он может быть представлен в виде текстов заключений, отзывов, рецензий, эссе, резюме, рекомендательных писем. Достоинства: Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Недостатки: Сложность формализации и учета собранной информации.
Что это даёт?ученикуучителю Формировать навык самоконтроля и самооценки Видеть своё продвижение Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной
Как выглядит портфолио?Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты)
45+25=70233+10=431310+10=2042Примерное содержание языкового портфеля может быть следующим:Титульная страница.Содержание.Письмо к ученику.Раздел « Языки, которые я знаю».Раздел « Мои успехи».Результаты тестов.Анкета «Мои достижения».Анкета учащегося, занимающегося проектной деятельностью.Анкета- отзыв по Языковому Портфелю.Будущие планы.КопилкаПроектные работы с использованием информационных технологий.Памятка-письмо для родителей.
45+25=70233+10=431310+10=2042 Структура языкового портфолио. Языковой портфолио состоит из трех разделов:Языковой паспорт - обзор индивидуальных компетенций в языке/-ах в данный период времени. Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками, паспорт включает самооценку и оценку учителем или языковым институтом языковых компетенций учащегося. Указывает, когда и кем была сделана оценка. Кроме того, включает формальные квалификации и описание опыта межкультурного общения. "Языковой паспорт" содержит личные данные (имя, фамилию, дату и место рождения, национальность), языки обучения и общения в семье, информацию о пребывании за границей и об участии в проектах, свидетельства, дипломы, сертификаты и таблицу самооценки.
Language Passport
45+25=70233+10=431310+10=2042 Раздел Мой Языковой Паспорт включает:- лист целеполагания и рефлексии, в котором ученик констатирует, что он уже умеет делать и ставит перед собой новую цель, определяя сроки ее достижения. По истечении срока, ученик проводит рефлексию;- учебный дневник, в котором отражается, что нового узнал и чему научился ученик за прошедший месяц;- Общеевропейскую шкалу уровней владения языками с подробным описанием на английском и русском языках.
33+10=4310+10=2045+25=70- уровневые листы самооценки и оценки учителем с дескрипторами по всем видам речевой деятельности. В начале учебного года учащиеся определяют свой языковой уровень. Учащиеся определяют на каждую четверть тот дескриптор, над которым будут работать самостоятельно. Уровневые листы самооценки позволяют ученику самостоятельно оценить свои языковые умения. Способствуют осознанному вовлечению ученика во все виды речевой деятельности с целью повышения своего уровня владения языком. (Приложение 5) Изучив Языковую биографию и языковой паспорт, учитель видит какие задачи ставит перед собой каждый ученик от троечника до отличника и в зависимости от поставленных целей учитель имеет возможность успешно обеспечивать тьюторское сопровождение каждого учащегося
Language Biography
В разделе Моя Языковая Биография содержится информация:о языках, в том числе и родных, которыми владеет ученик;о целях изучения иностранного языка;об эффективных способах изучения иностранного языка для данного ученика;о проектах, в которых ученик принимает участие;об опыте пребывания за границей.Данный раздел каждый ученик заполняет самостоятельно.
Dossier
33+10=4310+10=2045+25=70 Досье - материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка. "Досье" фиксирует любые практические примеры достижений в изучении неродных языков. Такими примерами могут быть самостоятельные работы, выполненные переводы художественных текстов, материалы учебных проектов. В "Досье" также могут быть включены справки и дипломы об окончании языковых курсов и др.
33+10=4310+10=2045+25=70 Раздел Мое Языковое Досье содержит:дневник достижений ученика;сертификаты, дипломы, грамоты участия в конкурсах, играх, олимпиадах различного уровня;лучшие творческие работы;описание проектов и исследовательских работ, выполненных учеником;список прочитанной литературы;слова любимых иностранных песен и т.п. Как правило, последний урок в четверти посвящен рефлексии проделанной работы.