Презентация по географии на тему : Культура саамов (1-11кл.)
Выполнила учитель географии Свирко Т.В.МБОУ Кольская СОШ №22016 годКультура саамов
Национальные символыОсновные национальные символы саамов — флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) — цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.
Национальные символы Национальный гимн саамов — положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875—1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli.
Национальные символы Международный день саамов отмечается 6 февраля. Именно в этот день в 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.
Территория проживания Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия то есть «земля лопарей»
Расселение саамов по Мурманской областиЧисленность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002)село Ловозеро — 724,пгт Ревда — 144,город Мурманск — 137,село Краснощелье — 113.
Алфавит саамов
Хозяйство Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота. В XIX — начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.
Хозяйство Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме. В конце XIX — начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь. Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.
Традиционная одежда Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: юпа — традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове; печок — верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк — зимняя одежда, сшитая мехом внутрь.
Традиционные поселения и жилища Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты. С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).
Саамская вежа Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.
Лопарская тупа С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) — срубная постройка площадью 12—13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг — камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.
Кувакса и саамский амбар Во время перекочёвок использовалась переносное жилище — кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр. В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.
Пища Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Сушенная оленина и тушенное мясо ЛАПСКАУС
Пища Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.
Саамская рыбная похлёбка из сёмги
Пища Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки. (на фото) Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.
Социальная организация Материнство в Лапландии Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община — сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.)). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.
Социальная организация Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные — преимущественно с жителями соседних погостов.
Социальная организацияБыли распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX—ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17—20 лет, а юношей — 21—25 лет. Мнение девушки не учитывалось.
Социальная организация Большие встречи саамов происходили обычно только несколько раз в год, по особенным праздникам. Выборы невест происходили именно на таких встречах. Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.
Религия саамов Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ — почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов — существование культа предков
Фольклор Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например об олене-человеке Мяндаше.
Фольклор Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»). Известные российские саамские поэты и писатели — колтта-саами Аскольд Бажанов, тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова.
Характерной чертой саамских народных песен служит наличие в них лейтмотивов. Лейтмотивы чётко соотносятся с появлением в тексте песен определённых слов, которые составляют параллельную разговорному языку лексику музыкального языка саамов. Лейтмотивы — это музыкальные символы-рисунки гор, рек, озёр и др. К ним же относятся темы тундры, бега оленей, оленей-быков, человека, ловли рыбыСеверносаамская женщина, играющая на лур-горне вечером. Гравюра середины XIX века Эммы Эдвалль
Вышивка В основе национальной вышивки бисером лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на повороте, сгибе, переходе. Сукно, на которой он выкладывается, берется только красного цвета, Сам бисер трех основных цветов - белого, голубого, желтого.
Встречается синий, перламутровый и зеленый цвета. Полностью отсутствует черный цвет. Волнистая линия означает море, полукруг / манпель / месяц. Треугольник с петлями на конце - символ птиц.
Пазори - северное сияние