Педагогическое общение, как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
Педагогическое общение, как форма взаимодействиясубъектов образовательного процесса Определение педагогического общения Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это — личностно и социально ориентированное взаимодействие. Функционально — это контактное (дистантное), информационное, побудительное, координационное взаимодействие, устанавливающее отношения всех субъектов образовательного процесса. В широком контексте педагогической системы педагогическое общение определяется как «...такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» Педагогическое общение характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся и на предмет освоения (усвоения). В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной Направленность педагогического общения Специфика педагогического общения Несет в себе следущие функции:1) ОбучающаяХотя обучающая функция педагогического общения является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимодействия учителя — учеников, учеников между собой. Как подчеркивает А. А. Брудный, «...общение учителя с учениками инструментально, ибо имеет целью координацию совместных действий в учебном процессе. Естественно, что при этом общение выполняет трансляционную функцию. Но не менее естественно, что для настоящего педагога общение с учащимися — всегда самовыражение...» 2) Воспитывающая - второе качество педагогического общения обусловливается прежде всего его обучающей функцией, которая включает в себя воспитывающую функцию, поскольку образовательный процесс, как уже отмечалось, имеет воспитывающий и развивающий характер.3) Фасилитативная - отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Эта функция столь важна, что К. Роджерс называет учителя прежде всего фасилитатором общения. Это означает, что учитель помогает ученику выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть. Единицы педагогического общения «Адекватность коммуникативной задачи задаче педагогической, избранной методике воздействия, — непременное условие продуктивности процесса общения и педагогического воздействия в целом» Педагогическая задача связана с освоением обучающимися определенного учебного материала (например, объяснения, интерпретации, систематизации этого материала, организации выработки обобщенных способов действий и т. д.), тогда как коммуникативная задача — это ответ на вопрос, как, какими средствами воздействия на обучающихся это можно осуществить эффективнее. Педагогическая ситуация рассматривается в контексте единицы определения учебного процесса — урока, занятия. Она характеризуется целью, задачами, этапами урока, его содержанием, характером взаимодействия субъектов учебно-педагогической совместной деятельности и т. д. В зависимости от основания, можно по-разному классифицировать педагогические ситуации. По форме отношения - деловой (личной), -официальной (неофициальной), -формальной (неформальной). По этапам, частям урока (занятия) - ситуация ознакомления с учебным материалом -тренировки (выработки обобщенных способов действия),- контроля и оценки способов действия,- контроля и оценки освоенного знания способов действия. По динамике сотрудничества - ситуации вхождения,- работы с партнерами,- выхода из сотрудничества,- его завершения. По характеру учебного взаимодействия - ситуации сотрудничества,- соперничества,- конфликта,- конфронтации (противостояния). По характеру решаемых учебных задач ситуация может быть нейтральной или проблемной. По формальному критерию расположения участников учебного взаимодействия ее определяют как ситуацию - интимного общения (15—45 см расстояния);- личного (75 см),- социального (до 2 м) - публичного (3—7 м). А. К. Маркова считает, что структурной единицей деятельности общения является действие построения высказывания. Но в такой единице учитывается только говорящий и не включается действие слушающего (слушающих) в общем процессе общения. Можно полагать, что это противоречие снимается, если структурной единицей общения как формы двустороннего взаимодействия является коммуникативный акт как минимальная, не разложимая далее единица. При этом «...речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъекта на другой (хотя этот момент не исключается), а именно о взаимодействии» Якобсон выделяет шесть элементов, определяющих речевой акт: - отправитель (говорящий),- получатель (слушающий),- код (язык),- сообщение,- контекст - контакт. В. А. Артемов - коммуникативная теория речи:- источник информации (говорящий),- посылаемое сообщение,- приемник (слушающий),- канал связи,- получаемое сообщение, - речевой поступок.