Презентация по казахской литературе на тему: Великий казахский поэт- Абай Кунанбаев


(1845-1904) Великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрагимом. Абай Құнанбаев Отец Абая - Кұнанбай Кұнанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца. Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кұнанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Абай Кұнанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов. Образование Медресе Ахмет-Ризы в которой учился Абай Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Ұлжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье. Родные учителя Бабашка Абая Зере и мама Ұлжан Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи. В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Великие учителя Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум;Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее;Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе – страшен;Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества;Лишь бездарный покоряется судьбе;Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец;Худший человек из числа людей - это человек без стремлений;Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце...  Цитаты Абая:  Произведения Абая, его личность вдохновляли к творчеству великих людей всех времен. Достаточно вспомнить монументальную 4-томную эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», либретто для оперы, стихи поэтов. В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм производства Казахстан-Франция. И, конечно, не могли не обойти в своем творчестве человека эпохи художники. Абай – вдохновение для творческих личностей. Иллюстрация к роману М. Ауезова «Путь Абая» В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами. Он ввел новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, а также «Слова назидания» («Қара сөздер»).Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод М. Петровых) стала народной. Произведения О казахи мои, мой бедный народКак падучая звездаКөзімнің қарасыВремена годаҚаранғы түнде тау калғыпИскандерҚара сөз «О, казахи мои, мой бедный народ!» Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки своего народа. Его больно задевали социальное зло, невежество соотечественников. Твердо встать на ноги казах еще не может. Вопрос "Почему?" несколько раз звучит в "Словах назидания" Абая. И становится как никогда актуальным сейчас. "На чем бы основывалась религия, не будь разума? Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их", – пишет в раздумье Абай. Отчего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не желаем видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств своих собратьев? Абай недоумевает: "Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в служение к другому баю считает для себя зазорным?" Много радости и горя доставлял Абаю его любимый сын Абдрахман. Поэт надеялся, что он принесет большую пользу своему народу. Абай отдает Абдрахмана в русскую школу, требуя от него не карьеры чиновника, а истинных знаний. Абдрахман закачивает Реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. К великому сожалению, Абдрахман, на которого возлагали большие надежды и пророчили блестящие будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы), когда ему исполнилось 27 лет. Великий поэт тяжело переживал смерть сына. Ему казалось, что все его мечты и надежды рухнули.  Как падучая звезда.... Абай и его сын Абдрахман Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа. Примерами могут служить стихи о временах года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии.  Времена года Иллюстрация к произведению «Жазғытұры- Весна» Абай писал много о могучей силе любви и красоты, преоброжающей человека. Любовь в стихах поэта возвышенна и благородна. Степень глубины и искренности, красоты любви зависит от богатства духовного- нравственного мира человека.У Абая мы находим проникновенные стихи- признания в любви любимым женщинам в разный период его жизни. Одним из них был посвященный красавице Айгерим (Шукман)- стих Көзімнің қарасы Көзімнің қарасы- Ты зрачок глаз моих Велики заслуги Абая Кұнанбаева в укреплении дружбы казахского народа с русским. Путь экономического и культурного развития своего народа великий поэт-гуманист видел в просвещении, образовании через передовую демократическую русскую и через нее – общечеловеческую культуру. «Главное — научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство — все это у русских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру»,— писал Абай. Поэтому Абай работал над переводами произведений великих русских писателей — Лермонтова, Крылова, Пушкина, и др. Абай любил Лермонтова. Он перевел свыше 30 его произведений. Среди них «Горные вершины», «Дума», «Исповедь», «И скучно, и грустно», «Парус», «Кинжал», отрывки из «Бородино», из поэмы «Демон» и романа «Вадим».  Қаранғы түнде тау қалғып... В своей поэме «Искандер» Абай описал один эпизод из военных походов прославленного полководца Александра Македонского, прозванного на Востоке Искандером. О жизни и делах легендарного полководца писали в своих произведениях многие поэты и писатели. Они воспевали его ум, храбрость и отвагу, благодаря которым ему удалось покорить многие страны. В поэме Абая показана «обратная» сторона славы Искандера. Автор сурово обличает его жестокость, властолюбие и алчность. Искандер Александр Македонский В последние десятилетия жизни Абай обращается к прозе. Он создает «Слова назидания». Всего их сорок пять. Это своеобразные лирико-публицистические, социально-философские, общественно-политические, морально-этические этюды о многочисленных явлениях действительности, жизни людей, общества, природы. Они содержат критику феодально-патриархального общества, мысли о судьбе народа, о достоинствах человека, о роли труда и разума в формировании личности, о значении образования и культуры для развития общества. О чем бы ни писал, о чем бы ни размышлял Абай в «Словах назидания», мы видим образ гражданина-мыслителя, просветителя, который горячо любил свой народ и был глубоко встревожен его судьбой. Глубокая печаль, скорбь поэта, вызванная бесправием и тиранией, невежеством народа, соединились у Абая с любовью к народу, родной стране.  Қара сөздер- Слова назидания Назарларынызға рахмет!!! Спасибо за Внимание!!!