«Проблемно-эвристический урок как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».


«Проблемно-эвристический урок как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».  Автор проекта: Пачина И.Н.- учитель математики МБОУ «Цнинская СОШ №2» в селе Бокино Тамбовского района. Обоснование проекта В основе проблемно - эвристического обучения лежит доминирующая продуктивная деятельность, самореализация обучающихся и педагогов, создание ими разнообразных образовательных продуктов, рефлексивное конструирование и выстраивание индивидуальных траекторий развития для каждого из них, «навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в ходе самостоятельного решения задач» [7]. «Методика проблемно-эвристического обучения построена так, что ученики усваивают предметный материал путем выдвижения различных познавательных задач-проблем и ориентирует учителя и ученика на достижение заранее неизвестного результата» [13]. Сегодня педагогу важно уметь создать на уроке атмосферу, способствующую формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Актуальность проекта Сегодня педагогу важно уметь создать на уроке атмосферу, способствующую формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Проблемно-эвристическое обучение позволяет эффективно решить эту задачу, при этом оно универсально и применимо во всех школьных предметах. Но это обучение инновационное, устойчивого понятия «проблемно-эвристический урок» у педагогов не сформировано, методических рекомендаций и опубликованных сценариев проблемно-эвристических уроков не достаточно, а потребность в них есть. Проблемно-ориентированный анализ Педагогическое осмысление проблемы позволило выявить ряд противоречий: С одной стороны, период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми, повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовлены к рыночным отношениям: быть не только потребителями, а быть активными творческими личностями, компетентными и способными самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. С другой стороны, сложившееся традиционное обучение ограничивается учебными ситуациями, репродуктивными методами обучения, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему. Проблема исследованияДанный проект направлен на решение ряда проблем: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Какой урок можно считать проблемно-эвристическим?Методические рекомендации по созданию проблемно-эвристических уроковКакие ключевые компетенции мы можем формировать в ходе проблемно-эвристических уроков?Систематизация материала по ключевым компетенциямКакие приёмы, технологии, задания можно использовать при формировании ключевых компетенцийБанк сценариев проблемно-эвристических уроков Гипотеза проекта Внедрение проблемно-эвристического обучения обеспечит решение проблем, связанных с формированием ключевых компетенций обучающихся, обеспечит развитие их способностей для жизни в современном обществе и творческую самореализацию. Обучающиеся в ходе проблемно-эвристического урока переживают ситуацию успеха, испытывают радость творчества, тем самым они становятся более уверенными, компетентными и способными максимально реализовать свой потенциал.. Объект и предмет исследования{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Объект проектированияДеятельность участников образовательного процессаПредмет проектированияТехнология проблемно-эвристических уроков. Цель проекта Цель: Раскрытие возможностей проблемно-эвристических уроков для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся. Задачи проекта Изучить и проанализировать различные информационные источники по теме проекта. Сформировать банк компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся. Составить и апробировать сценарии проблемно-эвристических уроков. Разработать методы рефлексии и диагностики уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся. Составить методические рекомендации для учителей. Доказать эффективность проблемно-эвристических уроков в процессе обучения с целью успешного усвоения учебного материала и формирования компетенций личности ребенка. Целесообразность проекта Интенсификация учебно-воспитательного процесса. Повышение мотивации к изучению естественно-математических наук. Повышение эффективности усвоения материала. Формирование ключевых компетенций обучающихся. Новизна проекта Инновационный педагогический проект имеет ряд преимуществ:Во-первых, происходит изменение роли учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.Во-вторых, через эвристическую деятельность обучающихся формируются ключевые компетенции.В-третьих, увеличивается мотивационный потенциал для всех субъектов образовательного процесса.В-четвертых, применяется психологическое исследование к организации учебной деятельности школьников. Методы исследованиятеоретические (анализ психологической, педагогической и специальной литературы, моделирование); изучение педагогического опыта;диагностические методы (наблюдение, анкетирование);анализ и обобщение полученных данных. Опытно-экспериментальнаябаза проекта Инновационный педагогический проект направлен:На детей среднего и старшего школьного возраста, на формирование у них ключевых компетенций. На педагогов-новаторов, работающих в логике проблемно-эвристического обучения. На развитие сотрудничества с родителями и общественностью в деле формирования ключевых компетенций обучающихся. Риски и способы их минимизацииРискиСпособы их минимизации1. На проведение проблемно-эвристического урока требуется времени больше, чем отводится на стандартный урок. 1. Разумное чередование традиционных и проблемно-эвристических уроков; использовать проблемно-эвристический метод во внеурочной деятельности. 2. Значительное возрастание нагрузки на учителя, по причине отсутствия в учебно-методических комплексах заданий проблемно-эвристического характера.2. Создание методических рекомендации и банка сценариев проблемно-эвристических уроков. Возможность невосприятия (неполного восприятия) обучающимися данного подхода в случае, если только отдельные педагоги работают в проблемно-эвристическом ключе.3. Поиск и привлечение единомышленников, необходимо продумать пути взаимодействия с учителями-предметниками (интегрированные уроки). Теоретическая и практическая значимость проекта Особенностью проекта может быть его масштабируемость, дополняемость. На основе данного проекта предполагается: Участие в различных методических конкурсах.Публикации, распространение опыта. Обобщение педагогического опыта «Проблемно-эвристический урок как средство формирования ключевых компетенций обучающихся». Открытие тематической педагогической мастерской на образовательном портале. Ожидаемые результатыI. Прямые:- Систематизация информационных источников по теме проекта.- Сценарии проблемно-эвристических уроков и мультимедийное сопровождение.- Пакет компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся.- Методические рекомендации для учителя.- Продукты учебной деятельности обучающихся.II. Косвенные:- Изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению.- Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.- Повышение качества обученности по предмету.- Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока.- Создание нового содержательного имиджа школы, соответствующего социальному и государственному заказу.- Вовлечение родителей в образовательный процесс. Ресурсное обеспечениереализации проектаконцептуальное и мотивационное;нормативно-правовое;кадровое;научно-методическое;материально-техническое и финансовое;информационное. Этапы педагогического проектаПодготовительный этап1. Анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать инновационный педагогический проект, для проведения социального исследования.2. Выявление на основе анкетных данных потребности субъектов образовательного процесса и участников проектирования.3. Информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе на заседаниях МО и педагогическом совете.4. Сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта.5. Разработка плана-графика проектной деятельности.6. Стартовый мониторинг контрольных классов. Этапы педагогического проекта Основной этап1. Структурирование собранного необходимого информационного материала.2. Сбор ресурсов для реализации проекта.3. Моделирование компетентностно-ориентированных заданий.4. Создание сценариев проблемно-эвристических уроков.5. Разработка, редактирование и дизайн мультимедийного сопровождения проблемно-эвристических уроков.6. Апробация проблемно-эвристических уроков.7. Создание методических рекомендаций для учителя по проектированию сценариев проблемно-эвристического урока.8. Разработка рефлексии и критериев диагностики сформированности ключевых компетенций обучающихся.9. Рецензирование сценариев проблемно-эвристических уроков.10. Проведение промежуточных мониторингов эффективности внедрения проекта. Этапы педагогического проекта Заключительный этап1. Подведение итогов.2. Оценка эффективности проекта.3. Рефлексия.4. Итоговый мониторинг эффективности проекта. Реализация проекта «Проблемно-эвристический урок как средство формирования ключевых компетенции обучающихся» планируется в течение трех лет: 2012-2015 гг. Мониторинг хода и результатов реализации проекта Динамика развития творческого потенциала обучающихсяУровни развития творческого потенциала Мониторинг хода и результатов реализации проекта Мониторинг хода и результатов реализации проекта Результаты проектаПрямые:- Систематизация информационных источников по теме проекта. F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\Список литературы и интернет источников.docx- Сценарии проблемно-эвристических уроков . F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\разработки уроков.docx- Пакет компетентностно-ориентированных заданий для обучающихся. F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\система заданий на развитие познавательных УУД.docx - Методические рекомендации для учителя. F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\выступления на пед. сов., МС и МО.docx F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\РП доп обр.docx - Продукты учебной деятельности обучающихся. F:\Пачина И.Н.(аттестация)\приложен. к пед. проекту\Живая счетная машина.pptII. Косвенные:- Изменение отношения детей к образованию, повышение их мотивации к обучению.- Повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся.- Повышение качества обученности по предмету.- Повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания урока.- Вовлечение родителей в образовательный процесс. Результаты проекта Показатели образовательных достижений обучающихся по математикеКачество знаний и уровень обученности обучающихсяпо математике за 3 года Апробация и внедрениерезультатов проектаВыступление на педагогических советах и методических семинарах учителей естественно-математического цикла.Проведение открытых и показательных уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий по проблеме педагогического проекта.Обобщение опыта работы по проблеме педагогического проекта. ЗаключениеРазработка проблемы создания условий развития креативного потенциала личности школьника является перспективным направлением образовательной области «Математика». Активное использование в учебном процессе проблемно – эвристических и информационно-коммуникационных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы. Основа для развития творческого потенциала – ценностно-смысловое отношение к деятельности, самостоятельность в принятии решений, удовлетворенности самореализацией. Информационные ресурсыБейзеров В. А. Проблемное обучение // Образование в современной школе. — 2005. — № 12. — С. 48-51. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая.http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htmКалашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность.// Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 14 января. Король А. Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения. // Педагогика. — 2007. — №9. — С.18-25 Король А. Д., Хуторской А. В. От монолога к диалогу: методологические предпосылки проектирования образования — эвристического типа. // Интернет-журнал «Эйдос». — 2007. — 22 февраля Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. — Центр «Эйдос» Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003, 416 с.8. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 21 апреля. Благодарюза внимание!