Родительское собрание на тему: Особенности подросткового возраста


ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕКОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я".Характеристика подросткового возраста В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители. Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.Физические изменения и половое созревание подростка Д. Б. Эльконин, (1904—1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, считал, что каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями. Социальная ситуация развитияВ этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей.Повышаются требования, как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.Ведущая деятельностьВ период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.Психическое развитие в подростковом возрасте У девочек уже в раннем возрасте проявляется «инстинкт материнства», выражающийся в интересе к другим малышам, в играх, в заботливом отношении к куклам. Их внимание привлекает, прежде всего, человек, его взаимоотношения с другими людьми. Чем они становятся старше, тем сильнее возрастает их интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, поведению.Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания.В подростковом возрасте у девочек и мальчиков проявляется взаимный повышенный интерес, что обусловлено процессом полового созревания. В связи с этим у девочек возрастает внимание к своей внешности, проявляется активное стремление нравиться окружающим. Общение, дружба с мальчиком порой принимает характер влюбленности. В таких случаях весьма велика роль родителей, учителей, задачей которых является заблаговременное и тактичное формирование у детей понимания того, какими должны быть взаимоотношения между подростками мужского и женского пола, между юношами и девушками.Дочь, прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой — знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, портниха, продавщица, парикмахер, повар, и т.д. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи. Особенности воспитания девочки-подростка. Особенности подросткового возраста у мальчиков.Отец и мать – пример для сына.Как вообще любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение, как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения.Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания окончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования. Особенности подросткового возраста у мальчиков.Ответственный этап воспитания мальчиков — подростковый возраст. Не случайно этот возраст называют трудным: таким он является как для самих подростков, так и для родителей, учителей. Эта трудность обусловлена многими причинами, и в частности тем, что учащиеся среднего школьного возраста, переживая переходный период, находятся в состоянии, когда они уже не дети, но еще и не взрослые.Такое «промежуточное» положение подростков вызывает естественные противоречия между их притязаниями и реальными возможностями, что ведет порой к необъяснимым на первый взгляд поступкам, к резкой смене настроения и другим особенностям поведения. Поэтому отцу и матери особенно надо быть терпеливыми, не отталкивать сына, не отваживать от дома, не отвечать резкостью на резкость, разумно сочетать требовательность и уважение во взаимоотношениях с ним.Возросшие физические и умственные возможности учащихся среднего школьного возраста, с одной стороны, снимают с родителей известную долю забот, но с другой — значительно повышают их ответственность за надлежащую реализацию этих возможностей. Чтобы растущая энергия подростков была направлена во благо, необходимо создавать условия для полезной и привлекательной для них практической деятельности.Как отвлечь подростка от дурного влияния?Озабоченность родителей нередко вызывают факты, когда подростки попадают в дурные компании, начинают курить, употреблять алкоголь, заниматься другими неблаговидными делами. Надо подчеркнуть, что чаще всего это — результат упущений предшествующих лет воспитания. Но здесь могут отрицательно влиять и новые приятели подростка с «улицы». Поэтому родители должны интересоваться, с кем их сын проводит свободное время, чем они занимаются, и тактично направлять выбор друзей, стимулировать их полезное времяпрепровождение.Помимо школьных занятий у мальчика есть широкий выбор разнообразных видов внеклассной и внешкольной деятельности — в предметных, технических, художественных и иных кружках, спортивных секциях, творческие занятия дома.Важно всеми мерами содействовать тому, чтобы подростки читали художественную и научно-популярную литературу, разные газеты и журналы. Интересные и полезные занятия не оставят времени для безделья, будут способствовать общему развитию, активизации школьника, помогут ему определить свое призвание.Достижению этих и других воспитательных целей служит участие подростков в ученическом самоуправлении, в работе юношеских и молодежных организаций. Заинтересованные в этом родители не только поощряют такое участие, но и оказывают реальное содействие своими советами, предположениями, конкретной помощью, что помимо всего прочего, безусловно, повышает их авторитет в глазах подростков. Говоря об особенностях обучения подростков, необходимо обратить особое внимание на содержание обучения. В отличие от младших школьников, подростки, так же, кстати, как и дошкольники, в большей степени практики, нежели теоретики. Следовательно, необходимо учитывать две особенности обучения младших подростков.Первая касается получения конкретного практического результата. Если младшие школьники с упоением занимаются коллекционированием, собирательством, не имеющим, как правило, никакого особенного практического смысла, то подросткам интересно ставить эксперименты, проводить опыты, изобретать что-либо. Они предпочитают учиться в своих компаниях, так как в этом случае обучение носит практический характер — новые приемы борьбы, интересные стили макияжа, оригинальные способы общения с родителями и педагогами и т. д.Необходимо также отметить, что подросток учится руками, с помощью рук и через руки. Ему надо реально попробовать что-то, чтобы понять. Именно поэтому этот возраст очень уязвим для начала употребления вредных веществ — табака, алкоголя, наркотиков. Как правило, начало всегда связывается с некоторым экспериментированием над собой — что будет?Эта ориентированность младшего подростка на практический результат позволяет строить эффективное обучение людей данного психологического возраста через разного рода кружки, секции, мастерские. Вторая особенность обучения младших подростков также связана с содержанием обучения. Страх многих взрослых перед подростковыми компаниями связан с изменениями в подростке, как принято считать, в худшую сторону. Он не просто перестает слушаться взрослых и грубо с ними разговаривает, но и начинает проповедовать и декларировать чуждые старшему поколению мысли (что родители, которые честно работали всю жизнь, — дураки и не умеют жить, что идеалы жизни связаны с богатством и что совсем не важно, каким путем это богатство добыто).Психологические особенности обучения в подростковом возрасте Но ведь много лет назад подростки высказывали аналогичные идеи по поводу устройства их дальнейшей жизни. Сейчас, под влиянием СМИ, это стало гораздо заметнее, но есть довольно веские основания утверждать, что ситуация не связана напрямую с современными фильмами и несправедливостью окружающей жизни, скорее с тем, что все больше студентов и их родителей психологически не преодолевают младший подростковый период развития.Идеи младших подростков, так пугающие и раздражающие взрослых, являются в основном «кривым отражением» обучения ребенка. Раньше он слушался взрослых, у него был «образ хорошей детки» и он не задумывался над тем, почему надо много трудиться, получать хорошие отметки, высшее образование и т. д. Но, открыв в окружающем мире самого себя со своим внутренним миром, он начинает задаваться вопросом: «А почему?»При этом подросток действует как «крошка сын», спрашивающий у отца: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Только теперь он хочет дать ответ на возникший вопрос самостоятельно и для этого начинает конструировать «свою» норму. Конечно, «его» норма представляет собой изнанку нормы тех, кто организовывал его жизнь в раннем возрасте, кто говорил, что можно, а что нельзя, кто судил, что хорошо, а что плохо.Однако абсолютно неверно то, что в младшем подростковом возрасте дети непременно должны стать девиантными и криминальными, реализовывать асоциальное поведение. Это, скорее, происходит не из-за психологических особенностей подростков, а в результате их отношений со взрослыми.У значительной части детей к младшему подростковому возрасту не складывается со взрослыми никаких содержательных отношений. Все их общение сводится к тому, что взрослый ставит условия и поощряет, если ребенок их соблюдает, либо наказывает, если есть нарушения. Поэтому современные (и не только современные) подростки рушат и выворачивают наизнанку сложившиеся отношения. Когда их заставляют учиться в школе хорошо и выполнять все требования — начинают прогуливать, дерзить учителям; требуют каждые выходные ездить на дачу и работать на участке — всякими правдами и неправдами увиливают от этого; проверяют каждое слово и контролируют — начинают врать и стараются поменьше бывать дома. Психологические особенности обучения в подростковом возрасте Как говорить с подростком?Согласитесь, сама постановка вопроса необычна. Словно вдруг из ниоткуда появилось в семье чудо - подросток, с которым, ко всему прочему, надо еще и разговаривать. И если бы такое действительно было возможно, то тема была бы актуальна, как и любая тема, когда стоит настраивать отношения с незнакомым человеком.Но в ситуации с подростком в семье все с точностью до наоборот, или, по крайне мере, должно так быть. Ведь подросток получается из ребенка и никак иначе. Если проследить эту последовательность, то мы поймем главное - для того, чтобы разговаривать с подростком, нужно начать разговаривать с ребенком! В этой ситуации родителей ждет успех и дружеские отношения с повзрослевшим чадом. А чадо действительно стало взрослым, и наступил момент, когда стоит задуматься о том, о чем говорить с подростком, чтобы он слышал вас, а вы слышали его.Первое и самое главное - о нем! Это правило работает всегда и для всех - как любой человек на планете, ваш подросток будет охотнее всего говорить о себе, если он вам доверяет. Внимание! Когда я говорю «о себе», я не имею в виду нравоучения - как ему, «неопытному неоперившемуся птенцу, настроить крылья и полететь». Речь идет о том, когда человек - в нашей ситуации подросток - говорит о том, что ему интересно, и что с ним в этом плане происходит. Отсюда совет номер один: хотите задушевной беседы со своим подростком? Проявите живой интерес к его хобби, попросите рассказать, что же «этакого» он черпает оттуда для себя. Поверьте, если он почувствует, что вы действительно заинтересованы, вас ждет увлекательное путешествие в неизведанные уголки его жизни и мыслей. Соблюдайте тишину, слушайте, если хотите узнать больше, спрашивайте, но не пытайтесь устанавливать тут свои законы, иначе вас попросят удалиться.Второе - о том, что подросток хотел бы узнать, но, возможно, стесняется спросить у вас. Это совсем не значит, что он ничего не знает о таких вещах, как «секс», «разница полов», «мат» и т.д., ведь в школе маломальский ликбез проходят все дети, в той или иной степени. Да, эта информация часто исковеркана и подается в негативном или, наоборот, слишком «розово-пушистом» свете! Да, ваш ребенок обязательно будет этим интересоваться и дальше. И вот тут вы как родитель должны решить, с кем ваша дочь будет говорить о первом менструальном цикле и кому сын расскажет о первых сексуальных увлечениях. Повзрослевшие дети, которым предстоит узнать эти сферы жизни, нуждаются в информации, прежде всего, от вас. Третье - о том, что вы не идеал! Да, родители, безусловно, должны быть примером для ребенка, а теперь уже подростка, но пример - не значит идол. Все мы люди и периодически ошибаемся в своих действиях и суждениях, но мы можем и должны расти, развиваться, если хотим достичь своих целей. Скажите вашему подростку, что вы, как и он, ошибаетесь, приведите пример и вместе посмейтесь над этим - поверьте, адекватная оценка не только его, но и вашего поведения сблизит вас еще больше. Понимая, что вы не идеальны, признаете этот факт и работаете над ним, подросток начнет вам доверять намного больше, а также делиться своими неудачами и ошибками. Если же вы только что обнаружили себя в квартире подростка и по какой-то причине решили с ним поговорить, то вам стоит учесть, что:1. Если вы будете «нравоучать», то, вероятнее всего, подросток, послушно «отмолчав», поступит так, как посоветуют друзья, социальные сети, или просто сделает вам назло.2. Как и вы, он считает, что именно он прав. Даже если вы будете настаивать на своей версии. Если же ваша задача - обсудить ситуацию, то стоит спросить подростка, почему он считает правым себя, и в чем, по его мнению, ваша версия не идеальна.3. Доверяют самое секретное обычно друзьям, которые одновременно могут быть родными людьми. Если вы не успели за прошедшие годы стать ребенку другом, вам предстоит долгий путь, прежде чем вас допустят к личной информации. Причина «я твоя мама и поэтому ты должен мне все рассказать» не имеет под собой никаких оснований. Маму можно любить просто за то, что она мама, а тайны доверять подружке из соседнего подъезда, которая всегда выслушает и скажет: «Да ты все равно молодец!». Хотите быть поддержкой своему ребенку всегда и везде? Решать только вам!Как говорить с подростком? Словом, если хотите, чтобы ваши дети достигли успеха в жизни, раскрылись как личности, специалисты, трудитесь, как говорят, не покладая рук. Это с лихвой окупится и для вас, и для них, и для общества.Спасибо за внимание!Словом, если хотите, чтобы ваши дети достигли успеха в жизни, раскрылись как личности, специалисты, трудитесь, как говорят, не покладая рук. Это с лихвой окупится и для вас, и для них, и для общества.