Презентация по русской литературе по теме «Комплексный анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся»
Комплексный анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся Литвиненко Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №13 г. Приморско-Ахтарска Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин * СЛОВАРЬ КОМПЕТЕНТНОСТЬ -способность к какой-либо деятельности, сформированная на основе полученных знаний, умений, навыков и способов деятельности для решения теоретических и практических задач. Компетентностный подход в обучении – это направленность обучения на развитие комплекса таких качеств обучающегося, которые необходимы для формирования социальной мобильности ученика, проявляющаяся в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях. Компетенция в области языка – это способность человека использовать языковые ЗУН в различных жизненных речевых ситуациях. Из «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями.. Лингвистическая компетенция предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки. * * Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Каковы критерии оценки урокас компетентностным подходом? "Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя: На что направлена организуемая мною деятельность учеников?То, что они делают – значимо ли для них лично? А современным социумом востребовано?А где и в чем выразится потом применение учениками их сегодняшнего опыта деятельности?Ну и конечно: сколько времени ученики изучали реальность, а сколько – знания о ней?" Формы и методы организации работы с текстом по формированию коммуникативной компетенции учащихся:комплексная работа с текстом (частичный , полный анализ); тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; (письмо наизусть образцовых текстов)лексические разминки; сочинение-рассуждение, мини-изложение и мини-сочинение; редактирование текста; свободные диктанты; интеллектуально-лингвистические упражнения; сравнение двух текстов; ролевые коммуникативные и игровые ситуации. Нестандартные формы проведения учебных занятийи внеклассных мероприятий лингвистическая лаборатория; урок-практикум; урок-исследование; урок - творческая мастерская; интеллектуальные игрылингвистический марафон Некоторые виды упражнений на развитие компетенцийЛингвистическая игра «Битва мудрецов». Каждая из команд выбирает пословицу и доказывает, что эта пословица верна во всех случаях, вторая команда доказывает обратное. Игра проводится в 2 раунда. Сначала доказывает первая команда, вторая опровергает, затем наоборот. * * Тема «Повествование. Рассказ на основе воображения» Сочините текст любого жанра, в котором известный литературный герой оказался бы в нашем времени. Вы можете показать, как герой знакомится с непонятными ему явлениями действительности, представить, как он повёл себя в современных условиях. Напишите о своём отношении к герою. «Прямая и косвенная речь» Тема «Диалог» 1. Работа в группе. Подготовьте несколько вариантов диалога, выбрав предложенные ситуации или придумав их самостоятельно: 1) вы переехали жить на новое место и в первый раз вошли в новый класс; 2) вы оказались в одном купе поезда с эстрадной звездой; 3) вы перед приёмной комиссией вуза, в который собираетесь поступать; 4) вы участвуете в конкурсном отборе (придумайте, в каком) * * Раздел «Текст и его строение. Стили речи»Тема «Жанры текста» 1. Напишите для Комитета по охране окружающей среды текст рекламного объявления, направленного на поиски спонсоров для очистки местного пруда (цель – призвать к конкретным действиям по сохранению водных ресурсов региона). 2. Напишите для Международного фонда в защиту животных статью с призывом о защите диких животных. * * Поэтапная работа с текстом 1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю исходный текст)2 этап: анализ текста-образца (я анализирую исходный текст)3 этап: подражание «чужому» тексту (я подражаю чужому тексту- образцу)4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам, это моё творчество) Приёмы работы с текстом анализ текстов различных стилей и типов речиразвитие монологической речи учащихсяформирование умения рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая выводрациональное чтение учебных, научно-популярных, публицистических текстовкомментирование текстов создание собственных текстов Уроки « погружения в текст». Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: Как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом отрывке? По каким признакам вы догадались об этом? Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней? Какое известное вам музыкальное произведение могло бы стать аккомпанементом для этого текста? Что объединяет эти произведения? Приём «Толстых и тонких вопросов» Один из способов диагностики, который позволяет определить уровень «погружения» учащихся в текст ? тонкие ? толстые • Кто… • Дайте объяснение, почему… • Что… • Почему вы думаете… • Когда… • Почему вы считаете… • Может… • В чем разница… • Будет… • Предположите, что будет, если… Рекомендации по формированию компетенцийпоощрять учащегося за попытку использовать интуицию;формировать у обучаемых уверенность в своих силах;стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств решения;использовать задачи открытого типа, когда отсутствует одно верное решение;применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания;вести совместную исследовательскую деятельность с учениками. ВЫВОДЫ: Применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, у учащихся формируются практические навыки. Значение комплексного анализа текста как метода обучения трудно переоценить, в нём в наибольшей степени реализован компетентностный подход, отличающий современную школу. * *