Инновационные формы активизации участия родителей
Инновационные формы активизации участия родителей Подготовила Чурак С.С. Презентация по статье С. Баклановой, М. Полуротовой Что такое воспитание? В первую очередь это передача опыта, традиций. Что молодые родители могут передать своим детям, если в их семье отсутствуют традиции? В.А Сухомлинский писал: «…там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродуют детей» [5].Есть много разновидностей такой любви: «любовь умиления»; «любовь деспотическая»; «любовь откупа» [5]. Такие молодые родители ощущают себя замечательными, хорошими воспитателями и не задумываются, что понесёт их ребёнок в мир.ПРИМЕР:Маленький мальчик дошкольного возраста пинал ногами впереди сидящего пассажира. Когда мужчина обратился с просьбой к молодой маме угомонить малыша, она спокойно ответила, что не может этого сделать, так как это не соответствует её «концепции воспитания», она хочет, чтобы её ребёнок вырос «свободомыслящим человеком» (???).Со многими следами подобных «концепций» воспитания мы сталкиваемся в своей работе в нашем детском саду. Часто искажённый, неверный путь развития своего ребёнка выбирают его же собственные родители. Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия детского сада и семьи, создание условий для повышения педагогической культуры родителей.Родителям необходима современная помощь в воспитании, а также поиск новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи в соответствии со ст. 44, 89, 97 Закона РФ «Об образовании..», что не просматривается в нынешней версии ФГОС ДО [6] . С.Г Молчанов в своей статье [3] говорит о том, что, прежде чем начать работу с детьми, педагог должен знать три вопроса: Что? Как? Каков? «Что?» - это знания, информация, которую педагог будет передавать;«Как?» – это формы, методы, приёмы и средства, при помощи которых педагог будет это «Что?» передавать; «Каков?» – это уровень освоенности того, «Что?» передал педагог [3, с.5] . Соблюдение условия эффективного взаимодействия с родителями..1. Доверительные отношения между педагогами и родителями, контакт должен строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах .Чтобы наладить эмоциональный контакт с родителями, педагогу необходимы такие качества как:доброжелательность;приветливость;открытость; чтобы установить информационный контакт - готовность принимать от родителей сведения о ребёнке и делится собственными наблюдениями за его поступками, состоянием, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, своим профессионально- педагогическим компетенциям, своему отношению к детям и родителям. 2. Вооружение родителей педагогическими компетенциями. Главной задачей воспитателей является педагогическое просвещение родителей дошкольников, а предметом – содержание и формы родительского воздействия. Роль семьи в создании согласованности с работниками дошкольного учреждения трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно- положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Важно, чтобы основной частью работы ДОУ была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителями необходимо овладеть необходимыми объёмом психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогического воздействия (взаимодействия). 3. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Для этого необходимо использовать различные (традиционные и инновационные) формы и методы работы с родителями. Они прежде всего, должны почувствовать, что без их участия процесс развития ребёнка невозможен, что их участие в образовательном процессе является важной не только для их ребёнка, но и для других воспитанников, так как каждый человек в процесс воспитания привносит свой уникальный индивидуальный опыт, умения, эмоциональность, творчество и пр. Эти условия подкрепляются принципами ФГОС ДО [4, с.2]: 1) поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, родителей (законных представителей),педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребёнка.Одной из главных задач в ФГОС ДО формируется задача «…обеспечения психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [4, С. 3]. Традиционные формы работы с родителями: (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, семейные)Традиционные методы работы с родителями: (консультации, консилиумы специалистов, детско- родительские группы « Мама, поиграй со мной!», родительские собрания: открытые показы воспитательно-образовательного процесса, проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, информационные стенды для родителей, папки- передвижки , выставки детских работ, литературы, совместные с родителями праздники, дни рождения детей) Пример организации инновационного активного взаимодействия с семьёй Проект «Наша семья»Изучение семьи воспитанника позволяет ближе познакомится с ним, понять, стиль жизни семьи, её уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребёнка с родителями. Для выявления уровня педагогической культуры и степени активности участия родителей в воспитании детей используются следующие методы:анкетирование;тестирование;индивидуальные беседы с родителями и детьми;посещение семьи ребёнка;изучение тестов- рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»;наблюдение за ребёнком в сюжетно-ролевой игре «Семья»;наблюдение за взаимоотношением родителей во время приёма и ухода детей;моделирование игровых и проблемных ситуаций. гармоничные семьи (талантливые, активные семьи; семьи благополучные в психолого -педагогическом отношении) Работа дифференцируется, посредством разделения родителей на две большие группы проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи группы риска) Работа с родителями проводится активно, по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Применяются методы работы, включающие в себя этапы первый этап индивидуальное консультирование, сопровождающееся устныманкетированиемЦель: оценивание родителем стиля воспитания в семье, выявлениеположительных и отрицательных моментов данного стиля второй этап подгрупповая работа: беседа родителей двух семей со схожимиметодами воспитанияЦель: «отзеркаливание» своих способов воспитания, фиксация минусов иплюсов третий этап подгрупповая работа: беседа родителей двух семей с разнымистилями воспитания Цель: поиск оптимальных и доступных методов воспитания ребёнка всемье. Такая работа даёт положительный результат для самих родителей и детей Родители не замыкаются в себе, они видят, что является наиболее правильным и эффективным в воспитании ребёнка. И если они хоть немного готовы изменить что то в себе, услышать других родителей и педагогов, то результат сначала удивляет, а потом радует родителей. Девизом этих бесед является высказывание В.А. Сухомлинского: «…счастье детства- это и спокойный огонь очага, дающий тепло и пищу, но это огонь, способный превратится в катастрофический пожар. Всё зависит от того, как вы управляете огнём, дорогие родители» [5 ,с.49]. Список литературы 1. Видясова М.Н. Проект «Воспитатель – ребёнок- родитель». Дошкольное образование- развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы: Сб. №1/ М-во образования и науки Российской Федерации, Фед. Гос. Авт. Учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ « ФИРО»); Ред. Журн. «Обруч», [Под ред. Ходаковой Н.П.. М.: Обруч, 2014. С. 45-56. 2. Зеленцова С.А, Заздравных И.И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребёнка // Педагогика6 традиции и инновации: Матер. Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, октябрь 2011г.). Челябинск: Два комсомольца,2011. С.82-84. 3. Молчанов С.Г. Как исполнить lV раздел нового ФГОС дошкольного образования? // Детский сад от А до Я 2014. №5 (71).С. 4-35.4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1978. 96 с.6. Молчанов С.Г. Исполняем « Стратегию воспитания… до 2025 года?»// Детский сад от А до Я. 2015. №3 (75). С. 4-12.7.Пинкус М. Помним добро// Российская газета. 2015. № 256 (6827). С.23.